Разработка урока - Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева "Муму". 5 класс

Дрягина Людмила Юрьевна, учитель русского языка и литературы, Государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области "Карпинская школа-интернат", реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы, Карпинск

Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и преданного друга Муму.

Задачи урока: 

  1. Развивать умение учащихся выразительно читать значимые эпизоды, анализировать поведение героя; составлять характеристику героя.
  2. Развивать коммуникативные навыки через участие в диалоге при обсуждении проблемы; формировать умения защищать творческие работы.
  3. Воспитывать бережное отношение, уважение и любовь учащихся к своей семье, дому. Сформировать правильное понимание, какую семью можно считать счастливой.

Эпиграф: "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.", -  Л.Н.Толстой.

Учитель: Ребята, у нас сегодня очень интересная тема (зачитать тему урока). Мы поговорим о роли дома и семьи в жизни каждого человека и, в частности, главного героя повести Ивана Сергеевича Тургенева Герасима. Я уверена, что между человеком и его домом существует невидимая, но очень тесная связь. Лев Николаевич Толстой писал (зачитать эпиграф).

- Ребята, какие пословицы и поговорки о доме и семье вы знаете?

(учащиеся называют пословицы)

Учитель: А теперь давайте обратимся к образу Герасима. Расскажите, пожалуйста, как жил Герасим до того, как его по приказу барыни привезли в город. (Учащиеся отвечают, уточнить значение слов «тягловый мужик», «крепостной»).

Учитель: Очевидно, что Герасим сроднился с землёй и перенёс на неё свою любовь, столь же мощную, сколь и его сила. Деревня, родная земля - вот его дом, и другого герою не надобно.

- А как жила барыня? (Учащиеся зачитывают эпизоды из текста)

Учитель: Да, несмотря на многочисленное потомство, настоящей семьи, доброго и тёплого дома у этой женщины никогда не было.

-Почему? 

( учащиеся отвечают, что она очень капризная и своенравная, избалованная и бессердечная, часто притворяется больной, несчастной, обиженной; характер вздорный, неуживчивый).

- Как отнёсся насильно разлучённый с землёй Герасим к городской жизни?

- Как повёл себя Герасим в чуждых для него условиях?

- Как относился Герасим к своим обязанностям?

- Как обустроился Герасим?

Физминутка. (1 минута)

Учитель: Однако герою не хватает именно дома и семьи. Он невольно ищет близкую себе душу, находя её в прачке Татьяне, которую с самого детства держали в чёрном теле, а ласки она никакой никогда не видела.

- Как Герасим заботился о Татьяне? Почему именно Татьяна привлекла внимание Герасима? (Индивидуальное сообщение учащегося)

- Как менялось отношение Татьяны к Герасиму? (Индивидуальное сообщение учащегося)

Учитель: Казалось бы, ничему хорошему в жизни несчастного богатыря уже не быть, но оказывается, что судьба именно в день расставания с Татьяной посылает ему свой последний, щедрый и горький, как окажется впоследствии, подарок: маленького, щуплого щенка, которого чья-то злая рука бросила в реку. И вновь оттаивает сердце закаменевшего, казалось бы, в своём горе и одиночестве Герасима: герой обретает существо, остро нуждающееся в заботе и защите, существо, которое поистине стало смыслом его жизни.

- Что изменилось в жизни Герасима с появлением Муму?

 (Учащиеся зачитывают отрывок из повести)

- Как изменилась Муму? (Учащиеся зачитывают) 

Учитель: Именно семья, Муму, которая стала для немого и дочерью, и другом, то есть самым родным и близким существом на всём свете, дала Герасиму полное ощущение счастья и довольства своей судьбой. Однако этому счастью недолго суждено было длиться: по приказу капризной и вздорной барыни собаку убирают со двора.

- Что же в это время происходит с Герасимом?

 (работа с текстом - эпизод «Поиски Герасимом Муму»)

Учитель: Их встреча – это настоящее счастье для обоих, когда самые близкие существа после трагического расставания вновь обретают друг друга.

- Почему же Герасим не смог уберечь Муму от гибели? Почему он был вынужден сам умертвить собаку?

(Индивидуальное сообщение учеником о гибели Муму).

Учитель: Не в силах был крепостной пойти против воли своей хозяйки, уже в третий раз лишающей его надежды на обретение дома, семьи и счастья. Однако если раньше глухонемой безропотно подчинялся барскому приказу, то теперь после гибели несчастной Муму, в душе этого степенного, сдержанного, основательного человека пробуждается протест.

(Учащиеся зачитывают эпизод, как Герасим собирает пожитки и уходит из усадьбы). (Ученик готовит выразительное чтение шествия Герасима в деревню).

Учитель: Наверное, именно встреча с родной землёй-матушкой даёт Герасиму силы для дальнейшей жизни, хотя незаживающая рана в его душе останется до конца жизни: ведь ни женщины, ни собаки в избёнке немого богатыря нет и никогда уже не будет. Глубоко погребена мечта его о счастье семейном, о доме, о родной душе рядом.

В жизни каждого человека семья играет важную роль. Давайте сейчас перенесёмся в атмосферу вашей семьи. Вы писали сочинения, делали рисунки, посвящённые этой теме. Зачитайте ваши сочинения или отрывки, что для вас значат дом, семья, как сберечь тепло в родном доме, как сделать его по-настоящему тёплым, уютным, привлекательным?

(Ученики зачитывают свои сочинения и показывают рисунки) .

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2016/03/dryagina

В заключение я хочу поблагодарить вас за активное участие в уроке и ещё раз напомнить: заботясь о благополучии своего дома, мы тем самым заботимся и о себе, о своём будущем.

Дом, как известно всем давно, - 

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом;

Это не дом. 

Дом – это то, куда готов

Ты возвратиться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым, 

Еле живым.

Дом – это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,- 

Это твой дом.

(Е. Куменко)