Формирование произвольности у детей с ОВЗ младшего школьного возраста

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Кротенко Диана Александровна, педагог-психолог, МАОУ "Гимназия № 41", Попкова Эльвира Борисовна, педагог-психолог, МАУ ДО "ЦДК"

Уже в начальной школе родители могут столкнуться с тем, что ребенок не умеет управлять своим поведением, а родители, к сожалению, не знают, чем ему помочь. Такие случаи не столь уж редки. Они встречаются и у четвероклассников, и у более старших ребят. И дело тут вовсе не в злой воле школьника, как думают взрослые. Ребенок часто сам страдает больше всех, зная, что надо сесть за уроки, и чувствуя, что не может это сделать.

Научить детей учиться – значит научить их организовывать не только свою внутреннюю умственную деятельность, но и внешнее поведение.

Формирование у школьника качества произвольности - умения управлять своим поведением позволяет ребенку стать хозяином своих желаний, а не наоборот.

1-2 класс. Принимаемые меры не должны слишком отличаться от тех, которые обычно рекомендуют для дошкольного возраста. Родители могут подобрать для ребенка игры, которые требуют поддерживать внимание: лото, шашки, домино и т.д.

Очень полезно бывает для ребенка с ОВЗ выполнять какое-то дело вместе со взрослым. Какое именно - не так уж важно. Необходимо только, чтобы это дело выполнялось быстро, весело, без предварительной раскачки и без томительных пауз.

В младшем школьном возрасте у ребенка уже должны быть обязанности по дому: покупки в магазине, уборка по дому, стирка, мытье пола, посуды и т.д. Не надо думать, что у школьника кроме учебы не должно быть обязанностей, это родительское заблуждение.

Человек, который в течение дня привык делать много дел, привыкает ценить время, заранее рассчитывать, когда и что он должен сделать. Избыток свободного времени, напротив, приучает человека разбрасываться им. Поэтому имеет смысл заполнять свободное время ребенка полезными и развивающими дополнительными занятиями.

Важно также вырабатывать у ребенка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если ребенка зовут, например, есть, он должен немедленно прекратить игру, убрать за собой и идти к столу. Но при этом взрослый должен помнить, что ребенка всегда необходимо заранее предупреждать.

Необходимо приучать ребенка все необходимое делать с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Специальные обследования, проведенные в начальных классах, показали, что, как правило, отличники имеют твердо установленное время для приготовления уроков и постоянно его придерживаются. Ребята признавались даже, что, когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять и т.д. И напротив, среди слабых учеников много таких, которые не имели постоянно отведенного времени для занятий.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий. Л.С. Выготский определил, что ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определенном этапе ему помочь некоторыми внешними средствами. Ими могут быть картинки для напоминания, список дел, записки, схемы или написанные инструкции, план дня.

Для младшего школьника особенно важен режим труда и отдыха, учитывающий особенности возраста. Так, у детей с ОВЗ в начальных классах наивысшая работоспособность отмечается в первые дни недели и в первой половине дня, затем происходит спад. Перед домашним заданием ребенку необходима прогулка или другой вид отдыха, главное - не телевизор или планшет. Оптимальное время для начала выполнения уроков с 15-16 часов. Через каждые полчаса работы надо делать 15-минутный перерыв. Определить время в режиме дня ребенка для игр, чтения, просмотра телевизора. Продолжительность ночного отдыха младшего школьника должна составлять 10–11,5 часов (включая дневной сон).

Умение быть собранным, умение выполнять задания - все это придет со временем, а не сразу. Выделяют несколько этапов.

  1. На первом этапе родители большую часть заданий делают вместе с ребенком - сидят рядом и очень внимательно за учеником наблюдают: где пробелы, на каких моментах он начинает отвлекаться. Родителям-помощникам не нужно выполнять задание за ребенка, нужно просто быть рядом.
  2. На следующем этапе мы начинаем часть работы доверять ребенку и не контролировать. Причем выбираем ту часть, с которой он точно справится.
  3. На третьем этапе ребенок уже все уроки делает сам, но от вас должен услышать готовность прийти на помощь, если понадобится. Вы рядом и придете, если позовет!
  4. Четвертый этап начнется классе в пятом, когда школьник все будет делать сам, и от родителей помощь ему уже не потребуется. Но вечером все-таки важно проверить уроки и объяснить то, что осталось непонятным.

Литература

  1. Брадин К.В. Как научить детей учиться. - М., 1987
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, Сфера, 2003
  3. http://www.kp.ru/daily/26124/3017365