Использование игровых технологий как средство развития коммуникативных умений у обучающихся с глубокой умственной отсталостью

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Захарова Татьяна Васильевна, учитель, ГКОУ СО "Асбестовская школа-интернат", Асбест

Одним из самых актуальных направлений специального образования в России является оказание специальной помощи детям с выраженными отклонениями в развитии (с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью). Если раньше такая категория детей не охватывалась государственной системой образования, то в настоящее время работа с ними в сфере специального образования в России регламентирована нормативно-правовой базой различного уровня. В соответствии с этим данные дети имеют равное со всеми право на образование. Для этих детей, особенно для школьников с глубокой умственной отсталостью, с которыми я работаю, важны не столько "академические знания", сколько "жизненные компетенции". Одним из важнейших направлений коррекционной работы в сфере формирования "жизненных компетенций" является овладение навыками коммуникации, что предполагает целенаправленную, последовательную и систематическую работу.

Одна из первых социальных потребностей ребенка - это потребность в общении. У умственно отсталых ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.

Для максимального раскрытия потенциальных возможностей обучающихся с ОВЗ, для содействия их развитию в личностном, коммуникативном и познавательном плане необходимо использовать новые современные технологии. Одной из таких технологий является игра, которую я применяю систематически в учебном процессе. Значение игры в развитии ребёнка с ОВЗ отмечали в своих трудах многие известные психологи и дидакты. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Опыт моей работы показывает, что дидактические игры - эффективная форма проведения уроков с обучающимися с глубокой умственной отсталостью, так как наиболее прочны знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в её процессе им приходится решать серьёзные задачи. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Игры имеют следующие функции: социализации, коммуникации, диагностики, терапевтические, развлекающие, коррекции. Важнейшими среди них являются функции социализации и коммуникации.

Дидактические игры, которые я включаю в организацию урока, используя основные принципы проведения игры (быть доступной, интересной, эмоциональной, содержать элементы новизны, с учётом структуры дефекта и т.п.), значительно различаются по содержанию, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям обучающихся, а также по роли преподавателя. Но все они имеют направленность на обучение, воспитание, познавательную деятельность.

С успехом использую игры на разных этапах урока: в начале урока, на этапе проверки, закрепления знаний, физкультминутки, а также в конце занятия, когда работоспособность детей падает, внимание рассеивается и нужен наиболее эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности детей.

Пальчиковые игры, которые я ввожу чаще всего в начале урока (без предметов, с различными предметами: мячом-ёжиком, палочками, пробками и др.) в виде систематических упражнений по тренировке движений пальцев, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, да и уровень развития речи у детей (как утверждают учёные) находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Одним из важнейших методов в обучении детей с глубокой умственной отсталостью является демонстрация наглядных средств обучения, а также сочетание демонстрации и активных действий с демонстрируемым объектом. На уроках использую такой дидактический материал как развивающий куб, со всех сторон несущий информацию. По мере прохождения темы меняется наглядный материал. Действия с объектом характеризуются многофункциональностью. Например, урок по теме "Транспорт", в который я ввожу игры "Назови и покажи по описанию", "Подбери по цвету", "Подбери нужные цвета к светофору" (нужно отметить, что колёса транспорта, круги светофора, карточки со словами съёмные) и др. С использованием данного наглядного средства изучаем виды транспорта, назначение его, правила уличного движения. С применением метода глобального чтения ученик подбирает карточку с названием специализированной машины. Изготовление игрового поля "Лесная полянка", оснащённого набором мелких игрушек, макетов домиков, фигурок животных я использовала в разных вариантах (парк, ферма, деревня, двор) в соответствии с замыслом игры, прохождением темы, поставленными задачами, одной из которых являлось развитие навыков коммуникации.

Игра позволяет ребёнку находить характерные признаки в предметах, явлениях окружающего мира. Это отражено в фрагментах игр: "Почистим озеро", "Одень Машу и Сашу по сезону", "Найди ошибку". Для изучения темы урока "Времена года" по развитию речи использовался нетрадиционный дидактический материал в виде макета, на котором изображён символичный рисунок: разноцветный круг (например, часть круга окрашена в зелёный цвет - запоминается время года "весна"). В роли ассоциативной функции выступает дерево: весной с набухшими почками, зимой - голое, летом - зелёное, осенью – жёлтое. Работа проводится в системе, обучающиеся запоминают образы слов времён года, месяцев. У них расширяется пассивный словарь. На вопрос "Какое сейчас время года?" обучающийся показывает ответ стрелкой. В данном случае используется принцип предметно-практической деятельности и задействуются не только зрительные анализаторы, но тактильные.

Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счёт дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала, индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения. Все виды деятельности обучающегося сопровождаю правильной, доступной речью, поддерживая постоянство в проявлении эмоциональных контактов к ребёнку, используя метод поддерживающей и вспомогательной коммуникации, а также такие приёмы как совместные действия взрослого и ребёнка, по подражаниям действиям учителя, по образцу, словесной инструкции. Особое значение в обучении детей я уделяла включению в структуру урока сюжетно-ролевых игр, так как в них заложены большие возможности для развития навыков общения, способствующих развитию коммуникативных умений. Сюжетно-ролевые игры помогают понять логику простых жизненных ситуаций. Использование на уроке игры "В магазине" строится как закрепление, уточнение и развитие полученных впечатлений, где один ребёнок выполняет роль продавца, другой покупателя, третий кассира. Во время проведения игры в речь детей вводятся доступные этикетные выражения и жесты-заменители: "Спасибо", "Пожалуйста", "Извините". Перед проведением урока предшествовала большая подготовительная работа: рассматривание картин, картинок, дидактические игры, экскурсии в магазин, чтение детской литературы. Аналогично вводила в уроки и другие сюжетно-ролевые игры: "Больница", "Аптека", "Почта", "Библиотека" и др. Развитие речевых и коммуникативных действий осуществляла также при применении на уроках настольного, пальчикового театра, театрализованных игр.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
  • 00005