Использование компьютерных технологий при коррекции письменной речи

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Пономарева Галина Васильевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 1", Новоуральск

Согласно данным лингвистики и психологии, основными видами речевой деятельности являются слушание, говорение, чтение и письмо. В отличие от устной речи, которую любой ребенок более или менее успешно осваивает, подражая окружающим, письменной речи необходимо учиться, ибо она служит основным проводником человека в информационной среде, во многом определяя его образовательные возможности и успешность дальнейшей социальной адаптации.
Необходимость разнообразия речевой практики ребенка, у которого есть трудности в письменной речи, – ещё одна из наиболее сложных и важных задач, стоящих перед учителем-логопедом.

Поскольку у детей-дисграфиков очень часто формируется напряжение, страх письма, занятия с использованием компьютера частично снимают эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания.

На помощь в этом случае приходит текстовый редактор "Word". Хочется отметить что при работе с данной программой одновременно включаются:

  • речеслуховой анализатор (происходит актуализация фонемы),
  • речедвигательный анализатор (актуализация артикулемы),
  • зрительный анализатор (актуализация печатной графемы),
  • двигательный анализатор (включается на уровне движения пальцев по клавишам, что способствует развитию мелкой моторики руки),
  • по мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для детей с нарушениями письменной речи.

В настоящее время компьютерные программы для коррекции нарушений письменной речи встречаются редко, не отличаются большим разнообразием. Исключение составляют программы с биологической обратной связью (БОС). Но они требуют специально оборудованного компьютерного класса и дополнительного обучения учителя на специальных курсах. Следует также отметить, что программы для логопедической коррекции оказываются, как правило, дороже обучающих программ по какому-либо школьному предмету в 5-7 раз.

Все вышеперечисленное побудило меня, учителя-логопеда, использовать на логопедических занятиях по устранению нарушений письменной речи игры-тренажеры, созданные самостоятельно с помощью программы "Конструктор интерактивных заданий". На занятиях обучающимся предъявлялся речевой материал, адаптированный к целям и задачам коррекционной работы.

Такая практика позволила решить многие проблемы коррекции оптических нарушений у обучающихся. Известно, что работа с оптическими нарушениями требует занятий тренировочного характера с предъявлением ученику большого количества наглядного материала, скрупулезной работы по развитию зрительного внимания и памяти.

Правила орфографии и пунктуации сложны по содержанию и логическому построению для обучающихся с умственной отсталостью. При изучении языка надо исходить не только из абстрактно-грамматической оболочки слова, но также из конкретно-образного восприятия.

Грамматическая ошибка – показатель неумения решить грамматическую задачу. Мониторинг показывает, что обучающиеся, которые хорошо помнят все правила, делают ошибки именно потому, что не знают, как эти правила применять, не знают соответствующих методов действий и рассуждений. Не зная общих методов решения грамматических задач, обучающиеся не могут дать полного ответа на вопрос, что и в какой последовательности надо делать, чтобы распознать данное грамматическое явление.

Для решения данной проблемы я использую алгоритм. Алгоритмы, по утверждению психолога Л.А. Венгера, помогают наиболее эффективно трансформировать наглядно-образное мышление в наглядно-схематическое, которое во многих случаях способно выступать в качестве логического мышления, помогают планировать свою деятельность.

Согласно теории В.П. Беспалько, "основными свойствами алгоритма являются:

  1. Определенность (простота и однозначность операций).
  2. Массовость (приложимость к целому классу задач).
  3. Результативность (обязательное подведение к ответу).
  4. Дискретность (членение на элементарные шаги)".

Алгоритмы, созданные с использованием функции "trigger" программы PowerPoint и программы "Конструктор создания схем", позволили повысить качество знаний обучающихся по письму, способствовали совершенствованию орфографической грамотности, помогли обобщить изученный материал, привести его в систему.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у обучающихся такие волевые качества как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость. Между учителем-логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступает в качестве партнёра, а контролирующую функцию берёт на себя компьютерная программа. Всё это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.

  • 00001
  • 00002