Как помочь ребенку преодолеть трудности в формировании процесса чтения (из опыта работы учителя-логопеда)

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Хотенова Вера Андреевна, учитель–логопед, ГКОУ СО "Серовский детский дом-школа", Серов

Социальная адаптация детей во многом зависит от их успешности в школе. По разным данным, несколько десятков процентов учащихся не могут овладеть школьными навыками. Причины здесь разные: состояние здоровья, наследственный фактор, билингвизм, а также методики обучения и само преподавание. При этом у большинства школьников препятствием обучения становятся различные нарушения чтения.

Сегодня логопеды отмечают ухудшение речевого развития у целого поколения… Проще пересчитать детей, которых эта проблема не коснулась. Повальная безграмотность школьников – очевидный результат распространения этой патологии. Наш детский дом не исключение. 100% детей приходят в 1 класс, имея задержку психоречевого развития. Разнообразные нарушения чтения у таких детей обусловлены не только расстройством устной речи, но и недостаточностью ряда психических функций: внимания, памяти, зрительного гнозиса. Поэтому процесс овладения навыками письма и чтения необычайно сложен. Необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

Как помочь ребенку преодолеть трудности на этом нелегком пути?

Хочу поделиться опытом по формированию навыков чтения у учащихся 1-2 классов. Освоение механизма чтения начинаем с тренировки речевого слуха и буквенного зрения. Существует много приемов, помогающих лучше запомнить зрительный образ букв. Например, буквы конструируем из элементов, лепим из пластилина, гнем из проволоки, выкладываем из палочек, мозаики, цветных ниток, вырезаем из цветной бумаги, ищем в тексте (обводим в кружок, зачеркиваем). Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О – с обручем, Н – с носилками, З – со змеей, У – с ушами и т. д. Интересна азбука, где название буквы соотносится с тем материалом, из которого она изготовлена. В – ватная, П – пластилиновая, А – алюминиевая , И – изюмная и т.д. Для дифференциации образов букв заучиваем стихи С. Маршака, В. Берестова, А. Шибаева и др.

Запомнить начертания букв помогают игры. Например, "Угадай, какая буква".

  1. Ребенок закрывает глаза. Взрослый на его спине или ладони обратной стороной карандаша или ручки пишет букву. Ребенок отгадывает.
  2. Школьник наощупь определяет, какие буквы лежат перед ним на столе (или находятся в "Чудесном мешочке"). Здесь используются пластмассовые буквы.
  3. Буквы вырезаны из наждачной бумаги. Ребенок с закрытыми глазами определяет, какая буква перед ним.
  4. Работа в паре. Один ребенок изображает букву, другой ее отгадывает.

Хорошо зарекомендовала себя работа с разрезной азбукой (кассой букв). Игры "Какой буквы не стало?", "Что изменилось?".
Для профилактики оптической дислексии предлагаю следующие задания:

  1. Найти букву среди графически сходных.
  2. Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом.
  3. Показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных.
  4. Дописать букву.
  5. Назвать "наложенные" буквы, "зашумленные".
  6. Назвать буквы, изображенные пунктиром.

Следующий этап в работе - совершенствование навыка плавного послогового чтения. Обучению слияния букв в слоги способствуют такие игры как "Капитаны", "Буквы ходят в гости", "Разноцветные дорожки". Дается понятие "слога". Для наглядности на глазах у ребенка слово разрезается на 3 части. Один слог ничего не обозначает; чтобы научиться читать слова, сначала нужно потренироваться в чтении слогов – частичек слова.
Навык послогового плавного чтения лучше всего отрабатывать на специальных слоговых таблицах. Гласные обязательно выделены красным цветом. В них имеются подсказки: дуга и точка. Автор этих таблиц И.Л. Калинина называет их "языколомательными", так как далеко не каждый ребенок сможет их прочитать, не "сломав" при этом язык. Зато в дальнейшем он сможет читать самые сложные слова. Одновременно ведется работа лишь с одной таблицей. Не следует переходить к следующей, если не отработано чтение предыдущей. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Здесь полезно применение секундомера.
К работе с таблицей полезно добавлять такие игры как "Какой слог лишний?", "Какого слога не стало?", "Подскажи конец словечка!"

После того, как механизм чтения освоен, переходим к следующему этапу – чтению слов.

  • Упражнение 1. Чтение слов, отличающихся 1-2 буквами.
  • Упражнение 2. Чтение столбиков слов с одинаковыми гласными.
  • Упражнение 3.Чтение столбиков слов с одинаковой концовкой.
  • Упражнение 4.Чтение форм одного и того же слова.
  • Упражнение 5.Чтение однокоренных слов.
  • Упражнение 6.Составление слов из их частей.
  • Упражнение 7. Работа с рифмованными текстами.

Подобные упражнения способствуют уточнению и расширению словарного запаса, прививаются навыки словообразования и словоизменения, воспитывается орфографическая зоркость, отрабатывается подвижность артикуляционного аппарата.

Слова во всех упражнениях следует произносить согласно написанию, четко произнося каждый звук, но не по слогам, а вместе. После прочтения все слова сопоставляются, выясняется их звукобуквенный состав, сходство и различие, значение слов. Продолжительность занятий должна быть не более 15-20 минут (можно дважды в день).

Опыт показывает, что при проведении систематических занятий многие учащиеся справляются со своими трудностями. У школьников улучшается качество, техника чтения, растет познавательный интерес. Совершенствуются учебные умения и навыки, а также, что немаловажно, повышается самооценка, уверенность в себе.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
  • 00005