Лего-технология как фактор коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Краснова Любовь Владимировна, учитель-логопед, МАДОУ № 3, Североуральск

В современном обществе произошел переход на новую парадигму образования и воспитания – на личностно-ориентированную, нацеленную на формирование целостной личности, способной к самореализации, в активном взаимодействии с другими участниками образовательных отношений. Личностно-ориентированный подход рассматривает действительность как интегрированное целое и способствует формированию творческой личности.

Как любая система и модель, личностно-ориентированная парадигма строится на определенных инновационных подходах и принципах. Наиболее значимые принципы, формирующие личностно-ориентированную парадигму, - индивидуализацию, персонализацию, берем за основу при коррекции звукопроизношения у дошкольников с различными речевыми нарушениями. Принцип персонализации предполагает учет интересов, личного опыта дошкольников с ОВЗ и обеспечение мотивации обучения. Персонализация тесно переплетается с индивидуализацией, конкретными нарушениями речевых и неречевых психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, с адресным использованием ЛЕГО-технологии, учитывая особые образовательные потребности обучающихся.

По итогам обследования, у всех детей речевой группы было выявлено нарушение: сонорных – [Л], [Р], [РЬ], шипящих - [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], свистящих звуков - [С], [З], [Ц]. У одних детей наблюдалось расстройство подвижности, артикуляционных мышц, укороченный выдох. У других детей - к ним прибавлялось нарушение мышечного тонуса и звуко-слоговой структуры слова, отставание импрессивной и экспрессивной речи от возрастной нормы

У всех детей, в той или иной степени, отмечалось:

  • нарушение произвольных движений мелкой мускулатуры кистей рук;
  • снижение внимания, памяти и восприятия.

Исходя из потребностей обучающихся, ЛЕГО-технология обеспечивает вариативность коррекции фонетической стороны речи, которая делится условно на несколько этапов.

На подготовительном этапе ЛЕГО-конструирование является фактором:

  • формирования интереса и потребности к выполнению артикуляционной гимнастики, где дети конструируют по образцу, замыслу, теме игровые образы артикуляционных упражнений, необходимых для постановки определенной группы звуков, например, свистящих, и устраивают встречи героев: "Лягушки", "Заборчика" "Блинчика", "Щеточки", "Футбола", "Фокуса" … на "Веселых полянках"; разыгрывают сказки о "Веселом язычке" [4, 5, 6, 7, 8];
  • развития слухового и зрительного внимания, памяти при запоминании последовательности выполнения игрового артикуляционного упражнения и конструкции из ярких, красочных кубиков ЛЕГО;
  • снятия утомляемости и предупреждения перегруженности педагогических отношений за счет развития артикуляции во взаимосвязи с мелкой мускулатурой кистей рук.

Эти приемы подготовительного этапа и занимательный материал конструктора ЛЕГО явились залогом качества усвоения речевой и ручной моторики, постепенно сформировали уклады, необходимые для произношения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных), стимулировали у детей потребность доводить начатое дело до конца, творчески мыслить, фантазировать, контролировать свою речевую и конструктивную деятельность и способствовали переходу на этап формирования произносительных умений и навыков.

Для закрепления устойчивого артикуляционного уклада и автоматизации звука в игровых ситуациях поисковой и экспериментально-исследовательской конструктивной и речевой деятельности дети конструировали по образцу, замыслу и теме из кирпичиков ЛЕГО:

  • цветные символы звуков;
  • сплошную дорожку для непрерывного произнесения звука, по которой, например, летит "Холодный ветерок", и помогали снежинке долететь до Снегурочки, произнося отчетливо: С-С-С;
  • прерывистую дорожку, для произнесения звуков на твердой атаке;
  • букву, обозначая звук, обводили пальчиком по контуру и называли;
  • слог, пели, например, "Песенки сороки";
  • лабиринты, по которым надо пройти, называя предметы, в которых звук находится в начале, в середине или в конце слова;
  • различные предметы, которые начинаются с указанного звука (буквы);
  • выкладывали столько же кирпичиков ЛЕГО на наборное полотно, сколько слышали и произносили слогов в данном слове или слов в данном предложении;
  • несколько предметов, в названии которых был определенный звук, и составляли короткий рассказ или историю, связывая построенные предметы единым сюжетом.

Автоматизируя определенный звук или группу звуков, дети придумывали и создавали свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразитель¬ность, смекалку и творчество, развивали такие мыслительные процессы как анализ, синтез, классификацию и обобщение.

Для многократного и качественного совершенствования артикуляционной и ручной моторики ребенка в ходе реализации задач образовательных областей социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития была создана модель интеграции образовательных областей, включающая взаимодействие всех специалистов ДОУ и родителей [9].

Во все виды детской деятельности, в соответствии с изучаемой на неделе лексической темой, индивидуальным маршрутом ребенка, составленным учителем-логопедом, обыгрывая построенную ЛЕГО игрушку или театр ЛЕГО игрушек:

  • воспитатель включал логопедические пятиминутки, выполнение которых было возможно после решения определенной познавательной задачи: соотнесения с цифрой, определения места в пространстве (левый верхний угол), классификацией и обобщением по определенному признаку (игра "Четвертый лишний") в форме стихов, загадок, веселых сказок, игровых упражнений;
  • музыкальный руководитель для выполнения речевого упражнения подбирал определенный репертуар: характер музыки, ритм и длина музыкальной фразы соответствовали времени выполнения того или иного статического или динамического упражнения, формируя устойчивые ассоциации и понимание характера музыкального произведения; постепенно подготавливая речевой аппарат к мышечной нагрузке;
  • руководитель по физической культуре, развивая общую и артикуляционную моторику, включал в подвижные игры с текстом речевой материал, насыщенный определенными звуками.

Методические общие и индивидуальные рекомендаций по совершенствованию артикуляционной и ручной моторики с помощью ЛЕГО конструктора в игровой форме были представлены родителям:

  • на сайте детского сада, в папках-передвижках;
  • стно на родительском собрании, индивидуально на вечерних приемах;
  • письменно на карточках или в специальных тетрадях, еженедельно по пятницам.

ЛЕГО-технология оправдала себя как фактор вариативной формы коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с ОВЗ.

У всех детей наблюдалась положительная динамика развития зрительного и слухового восприятия, памяти, конструктивного мышления, речи, ручной моторики, творческого воображения - тех качеств, которые необходимы будущим школьникам.

Литература

  1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: "ДЕТСТВО ПРЕСС", 2004, - 64 с.
  2. Волосовец Т.В. , Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2004. – 232 с. – (Коррекционная педагогика).
  3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь 1 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 – 24 с. – (Учебно-методический комплект "Комплексный подход к преодолению ОНР у детей")
  4. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь 2 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 – 24 с. – (Учебно-методический комплект "Комплексный подход к преодолению ОНР у детей")
  5. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь 3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 – 28 с. – (Учебно-методический комплект "Комплексный подход к преодолению ОНР у детей")
  6. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей / В.В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 128 с.
  7. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – 2-е изд. – СПб.: КОРОНА принт, 2005. – 80 с., ил.
  8. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом "ЛИТЕРА", 2004. – 64 с.: ил. – (Серия "Готовимся к школе")
  9. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/ Под ред. Е.А. Логиновой . – СПб.: Издательство "Союз", 2005. – 192 с. (Коррекционная педагогика)
  10. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004,-92 с.; ил. – (Популярная логопедия)
  11. Репина З.А. Уроки логопедии, Екатеринбург: Изд-во "ЛИТУР", 2005. – 208 с
  12. Фешина Е.В. ЛЕГО-конструирование в детском саду М.: ТЦ Сфера, 2012. — 144 с.