Психологические особенности школьной адаптации

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Фомина Екатерина Анатольевна, педагог-психолог, МАУ ДО "ЦДК", г. Новоуральск

Адаптация (лат. adapto – приспособляю) – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды. Школьная адаптация, в частности, является процессом привыкания ребенка к новым школьным условиям. Каждый ученик переживает этот период, длящийся от двух-трех недель до полугода, по-своему. Особенности протекания адаптации, ее эффективность зависят от многих причин: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка и т.д. В этот период очень важна поддержка родных – мамы, папы, бабушек и дедушек.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой.

Мы можем говорить об успешной адаптации:

  • если ребенок с удовольствием идет в школу, охотно рассказывает как о своих успехах, так и о неудачах; в то же время он понимает, что главная цель пребывания в школе – учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке;
  • если он активен, любопытен, жизнерадостен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в голове, горле, животе;
  • если ребенок достаточно самостоятелен, уверенно ориентируется в школьном здании, при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых;
  • если у него появились друзья-одноклассники, и он с удовольствием рассказывает о них родителям;
  • если ребенку нравятся его учителя, а на вопрос "А может быть, лучше вернуться в детский сад/перейти в другой класс или школу?" он решительно отвечает: "Нет!"

Однако некоторые учащиеся, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

В ответ на новые повышенные требования у детей могут появиться жалобы на усталость, нарушение сна, головные боли, могут возникнуть раздражительность и плаксивость. Снижаются аппетит и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю.

В период школьной адаптации с трудностями сталкиваются не только сами дети, но и их родители. Перечислим некоторые из них.

Хроническая неуспешность. В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с отношением родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее.

Уход от деятельности. На уроке или дома, выполняя свои задания, ребенок может сидеть и в то же время как бы отсутствовать, не слышит вопросы, не выполняет требования взрослых. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Часто причиной такого поведения является недостаток внимания, любви и заботы со стороны родителей и значимых взрослых или переутомление - физическое, интеллектуальное или эмоциональное.

Негативистская демонстративность. Может стать характерным типом поведения для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих. Здесь жалуются не на плохую учебу, а на поведение ребенка, который нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом любые формы наказания оказываются для ребенка поощрением. В этом случае можно лишь дать некоторые общие рекомендации. Все замечания свести к минимуму, когда ребенок "фокусничает", а главное, к минимуму свести эмоциональность собственных реакций, ибо именно эмоциональности ребенок и добивается. Главная награда – это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает.

Вербализм, как правило, сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей. Он формируется в дошкольном возрасте и связан, прежде всего, с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь – важный показатель психического развития, и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т.д.). В то же время те виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (ролевые игры, рисование, конструирование), оказываются на заднем плане. Дети, развивающиеся по такому типу, отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. С началом обучения в школе обнаруживается, что ребенок не способен решать задачи, а некоторая деятельность, которая требует образного мышления, вызывает трудности. Не понимающие, в чем причина, родители склонны к двойным крайностям: винить учителя или винить ребенка (повышают требования, заставляют больше заниматься, проявляют недовольство ребенком). Основная тактика помощи такому ребенку – придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность, уделяя внимание развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика.

Как же оказать ребенку помощь в адаптационный период? Ребенку в период адаптации необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Хвалить его деятельность, работу, а не самого ребенка: "Мне нравится твой рисунок", "Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором" и т.д.

Сравнивать ребенка можно только с ним самим: если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем – 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями.

Важно показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят и принимают вообще, как собственное дитя, безусловно.

Показатель эффективности такой помощи – восстановление у ребенка положительного отношения к жизни, в том числе и к повседневной школьной.

Литература

  1. Венгер A.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 160 с.
  2.  Грановская P.M. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. - СПб.: Речь, 2003. - 655 с.
  3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.