Реализация коррекционной логопедической работы на этапе внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Фирстова Наталья Викторовна, учитель-логопед, ГБПОУ СО КГТТ структурное подразделение школа-интернат, реализующая АООП, Камышлов

Главной задачей, стоящей на современном этапе перед школой-интернат, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, является повышение эффективности обучения и воспитания обучающихся. В 2016-2017 уч. году проводила логопедическую коррекцию в 1 классе. Первый этап обучения (1 класс) выделен как подготовительный период. Данный период включает развитие коммуникации, активизации речевой и познавательной деятельности, правильное звукопроизношение, подготовку к чтению и письму, развитие графических умений обучающихся.

Целью реализации программы является: обеспечение освоения обучающимися АООП, коррекция речевого развития, активизация познавательной деятельности, формирование базовых учебных действий.

Формированием различных видов и качеств речи являются следующие методы и приемы, которые я использую на занятиях:

  • развитие общей и артикуляционной моторики, движений кистей рук, пальцев;
  • развитие речевого слуха посредством дифференциации неречевых звуков окружающей среды;
  • развитие фонематического слуха на основе игр, игровых действий и упражнений;
  • формирование простейших умений звукового анализа;
  • формирование элементарных умений моделирования простой фразы, предложения и их графического оформления посредством схемы;
  • развитие графических умений в ходе выполнения различных по характеру упражнений: рисование, обведение, штриховка, раскрашивание и т.д.

Чаще всего использую объяснительно-иллюстративный, информационно-коммуникативный. Опора на игру - ведущий вид деятельности данной категории детей, т.к. дети пришли с тяжелыми нарушениями речи. Данный вид деятельности является приоритетным для детей с тяжелыми нарушениями речи и интеллекта, т.к. наиболее доступен для их индивидуальных возрастных особенностей и благотворно влияет на формирование всех языковых структур. В связи с этим в коррекционно-логопедической программе 1 класса особое место отведено методу сенсорной интеграции.

Сенсорная интеграция – это процесс, во время которого нервная система ребенка получает информацию от рецепторов всех чувств, затем организует их и интерпретирует так, чтобы они были использованы в целенаправленной деятельности. Метод сенсорной интеграции подходит ребенку, если педагоги в его развитии наблюдают следующие особенности:

  • отсутствие или резкое снижение мотивации к речевому общению, немотивированное нежелание говорить;
  • трудности усвоения артикуляционных движений и воспроизведения артикуляционной позы;
  • нарушение слоговой структуры слова;
  • трудности усвоения лексико-грамматического строя речи, а у обучающихся 1 класса данные особенности выявлены в мониторингах и при обследовании речи в речевых картах.

Еще при обследовании обучающихся 1 класса я видела, что дети не ориентируются в схеме собственного тела, не могли, ошибались определить правое и левое направление в пространстве; не определяли пространственное расположение предметов (по отношению к себе). Не могли выполнить определенные движения, а также у некоторых детей строение артикуляционного аппарата с отклонениями, навыки звукового анализа сформированы недостаточно или не сформированы и т.д. Приемы обучения, используемые мной – это конкретные операции взаимодействия учителя и обучающегося в процессе реализации методов обучения. Развитию речи обучающихся способствует и тематический подход к организации познавательного и речевого материала занятия, который предполагает его фокусировку на какой-либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером. Одним из важнейших факторов реализации тематического принципа является концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Программа успешно прошла апробацию в 1 классе. Дети пришли с тяжелыми нарушениями речи, неговорящие. Сейчас обучаются во 2 классе. Предложенный мной курс предусматривает коррекцию и компенсацию нарушений чтения и письма, а также недостатков высших психических функций, лежащих в их основе, что обеспечивает эмоциональное благополучие, посредством интеграции содержания образования, организации комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса. В соответствии с образовательной программой и анализом логопедической работы за 2016-2017 уч. год, на основе результатов логопедического обследования детей определила цель и задачи на 2017-2018 уч. год.

Цель: организация комплексного логопедического сопровождения образовательного процесса на основе отслеживания развития всех компонентов речевой деятельности детей, посредством скоординированного взаимодействия всех систем образовательно-воспитательного процесса.

Задачи:

  • организация работы по своевременному предупреждению возможных речевых нарушений у детей через проведение логопедической коррекции;
  • организация работы по взаимодействию всех участников оздоровительно-образовательного коррекционно-развивающего процесса в комплексном решении задач по формированию речевых навыков у обучающихся;
  • осуществление систематической работы с педагогами и родителями по проведению подготовительного периода с обучающимися 2 класса.

В заключение мне бы хотелось сказать, что если названные задачи будут реализованы, то сложится такая система, которая позволит осуществить целенаправленное формирование коммуникативной компетенции у обучающихся и в конечном счете повысить качество знаний по предметам чтение, развитие речи и грамматика, правописание и развитие речи и создать условия для успешной социализации личности. Формирование речевой деятельности служит одним из главных условий их эффективной социализации и средством получения ими образовательных навыков.

  • 00001
  • 00002
  • 00003