Сенсорная комната как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Севрюгина Юлия Олеговна, педагог-психолог, Симбирцева Ольга Алексеевна, учитель-логопед,  МАДОУ "Гармония", детский сад № 49, Новоуральск

Сенсорная комната как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога отобрано в соответствии с поставленной целью и задачами. Для реализации содержания деятельности педагогом-психологом и учителем-логопедом проведена предварительная работа с детьми на предыдущих занятиях в сенсорной комнате в рамках педагогического проекта "Волшебный мир сенсорной комнаты". Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности стимулирует социально-коммуникативное, речевое и познавательное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи, а также повышает эффективность коррекционно-развивающей работы в условиях единого коррекционно-образовательного пространства детского сада.

Актуальность совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда обусловлена тем, что речь является важнейшей психической функцией человека. Именно речевое общение создаёт специфические способы социального контакта между людьми. Овладевая речью, ребёнок приобретает способность к понятийному мышлению, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий. Отклонение в развитии речи не могут не сказаться на формировании всех психических процессов. Кроме того, как реакция на дефект могут измениться черты характера ребёнка – появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, девиантное поведение. Всё это препятствует позитивной социализации ребёнка. Вследствие выше сказанного возникла острая необходимость в интегрированной работе учителя-логопеда и педагога-психолога детского сада, направленной на развитие активности, любознательности, самостоятельности и творческих способностей детей. В детском саду №49 "Дом радости" для успешной коррекционной-образовательной работы с воспитанниками педагог-психолог и учитель-логопед используют сенсорную комнату.

Сенсорная комната – это многофункциональный комплекс, использование которого позволяет задействовать как можно больше органов чувств. Перед нами встала задача заинтересовать особого ребенка, расширить границы коррекционно-образовательного пространства, вызвать интерес к совместной деятельности, выражению своих чувств и эмоций. Работа в сенсорной комнате с дошкольниками направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Сенсорная комната не может заменить экскурсий и наблюдений над окружающим миром. Она может помочь запомнить, систематизировать и закрепить полученные впечатления.

Интегрированное обучение детей в группе компенсирующей направленности является личностно-ориентированным, так как знания, умения и навыки выступают как средства коррекции, развития и воспитания. Главное – единство целей, определяющих гармоничное развитие личности дошкольника. Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игровая деятельность, в совместной организованной деятельности широко используется игровой метод организации коррекционно-образовательного процесса в форме различных логопедических и психологических игр с четко поставленными коррекционными целями. Упражнения, включаемые в каждую совместную организованную деятельность с детьми, являются важным элементом, позволяющим улучшить физическое и эмоциональное самочувствие каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и тем самым создать основу для усвоения больших объемов информации. Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Стимулирующие упражнения не только повышают энергетический потенциал, но и обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность движений, успокаивают и уравновешивают.

Дети, посещающие группу компенсирующей направленности, имеют в анамнезе выраженную неврологическую симптоматику, поэтому оптимизация тонуса - одна из важных задач коррекционно-образовательной работы с детьми. Любое отклонение от оптимального тонуса может являться как причиной, так и следствием изменений в психической и двигательной активности ребенка и негативно сказаться на общем ходе его развития.

Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит равнодушным того, кто хоть раз побывал в ней. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование “живой сказки”, создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для людей.

Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья в условиях мультисенсорной среды.

Задачи (коррекционно-развивающие, коррекционно-образовательные, коррекционно-воспитательные).

Педагог создает условия для развития:

  • когнитивной сферы детей;
  • диалогической формы связной речи;
  • тактильной чувствительности, мелкой моторики;
  • снятия психоэмоционального напряжения.

Педагог создает условия для формирования (обогащения):

  • творческого и логического мышления;
  • автоматизации звуков, отрабатываемых на логопедической деятельности;
  • умения давать характеристику звука, производить звуковой анализ и синтез слова, состоящего из трёх звуков;
  • диафрагмального дыхания;
  • базовых сенсомоторных взаимодействий, развития межполушарных связей.

Педагог создает условия для воспитания (поддержки):

  • интереса к совместной деятельности со взрослым, сверстниками;
  • творчества, инициативы детей;
  • самостоятельности и активности в процессе творчества.

Планируемые результаты для детей:

  • проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • способны выбирать себе занятие и участников для совместной деятельности;
  • владеют разными формами и видами игры, умеют подчиняться правилам, соблюдают правила безопасного поведения;
  • самостоятельно контролируют скорректированные звуки в собственной спонтанной речи;
  • используют речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, складываются предпосылки грамотности;
  • демонстрируют положительную динамику в развитии психических процессов;
  • развита крупная и мелкая моторика;
  • используют простые схематичные изображения для решения несложных задач, строят по схеме.

Планируемые результаты для педагогов:

  • возможность для педагогов проявить свою креативность, профессиональное мастерство, самообразование;
  • обмен практическим опытом с коллегами на разных уровнях (муниципальный, федеральный, международный).

Предварительная работа:

  • знакомство с оборудованием сенсорной комнаты;
  • совместная с детьми разработка правил нахождения в сенсорной комнате и работы с оборудованием;
  • разучивание игровых упражнений на: выработку диафрагмального дыхания развитие фонетико-фонематических процессов, развитие тактильного восприятия, развитие межполушарного взаимодействия, мелкой и общей моторики, развитие психологической базы речи;
  • чтение художественной литературы.
  • 00001
  • 00002
  • 00003