Влияние родителей и педагога на развитие ребенка

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Безденежных Анна Александровна, дефектолог, СР ОО "Гармония звуков", Екатеринбург

"Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, - необразованный ребенок.", - Джордж Сантаяна.

В настоящее время для детей с нарушениями слуха открыто множество центров развития, созданы различные методики, способы реабилитации и интеграции в «хорошо слышащее» общество. К сожалению, чаще всего это все не дает того положительного результата, которого хочет каждый родитель.

Слабослышащих и глухих детей можно условно разделить на две группы: дети со слуховыми аппаратами и дети с кохлеарными имплантами. От этого зависит как будет протекать дальнейшая реабилитация ребенка.

Ребенку надели слуховой аппарат и не важно какая степень тугоухости у него, он сразу будет слышать звуки и реагировать на них. На занятиях его нужно будет учить различать эти звуки по разным характеристикам и говорить. Как правило, ребенок при постоянных занятиях начитает хорошо говорить, и родители перестают с ним заниматься, думая, что процесс запущен и их малыш будет сам развиваться, говорить на уровне хорошо слышащих детей. Но это ошибка! Со слуховыми аппаратами нужно постоянно заниматься, пока у ребенка не сформируется полностью речь.

В случае с кохлеарными имплантами все по-другому. Ребенку сделали операцию, подключили процессор, и родители считают, что ребенок уже все хорошо слышит. Нет! С ребенком необходимо начинать заниматься сразу после подключения речевого процессора, а не через месяц, полгода, год. И заниматься с нуля, как с новорожденным ребенком проходить все стадии формирования речи. Если начать вовремя, и в возрасте до 4-х лет, то мозг начнет привыкать к новым сигналам и ребенок станет слышать звуки и различать их, а значит и говорить. Начинают занятия с неречевых звуков и потом переходят уже непосредственно к речевым звучаниям. Так же нужно постоянно акцентировать внимание ребенка на звуки окружающие его, будь это скрип двери, гром или же шелест листьев.

Кохлеарный имплант дает ребенку возможность услышать звуки разных частот, интонацию в речи, но это великий труд родителей и педагогов.

С кохлеарным имплантом у детей не бывает откатов назад. Если занимались и научили ребенка, то он это знает. Со слуховыми аппаратами нужна постоянная поддержка и регулярные занятия. Пропустив занятие, придется заново учить предыдущее.

Э. И. Леонгард автор уникальной методики формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха говорит, что главную роль в обучении и воспитании глухого или слабослышащего ребенка играют родители, а сурдопедагог может только направлять и подсказывать, но основную работу выполняет семья ребенка.

Родители используют возможности садиков, школ, центров развития и совсем забывают о том, что необходимо постоянно работать с ребенком, выполнять задания и по возможности продвигаться дальше, открывать новое и интересное. Каждый родитель должен развивать своего ребенка, вкладывать в него, а не находить оправдания тому, что просто у него нет времени, он не умеет заниматься со своим ребенком или ребенок с ним, с его мамой и папой не хочет заниматься. Если в ребенка не вкладывать собственные силы, то он не сможет сам понять этот сложный, но в тоже время и очень интересный мир.

Педагоги в свою очередь, много говорят об успехах и мало информируют родителей о неудачах их детей. Мало кто из педагогов, (особенно, если занятия платные) может сказать родителям, что у их ребенок отстает в каких-либо сферах и необходимо родительское внимание к этой проблеме. Мы, педагоги, часто забываем напомнить родителям, что необходимо работать в системе: занятия в образовательном учреждении - занятия дома.

Образовательные учреждения, будь это садик, школа или центр развития, дают детям только лишь базовые знания, умения и навыки. Можно ничего не делать и надеяться, что ребенок сам все узнает и всему научится, а можно вместе с ним идти и развиваться обоюдно.

Каждый родитель сам делает будущее своего ребенка.