Мониторинг уровня сформированности компонентов деятельности

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Топоркова Дарья Максимовна, педагог-психолог, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом Российской Федерации "Об образовании". Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой задачу формирования универсальных учебных действий (УУД) - совокупности действий обучающегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Мы столкнулись со сложностью измерения воспитательного компонента личности обучающегося. В связи с этим перед творческой группой воспитателей встала задача разработки мониторинга и его адаптации с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ.

В основу предложенного мониторинга положены методические рекомендации "Методика разработки Фондов оценочных средств Основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС", автор Темняткина О.В., канд. пед. наук, доцент кафедры профобразования ИРО г.Екатеринбург.

Предлагаемая система наблюдения позволяет наиболее полно охватить и отследить развитие духовно-нравственной составляющей личности детей. Кроме этого, данный мониторинг позволяет получать информацию о воспитательной работе каждого класса и изучать ее эффективность. Он представляет собой систему сбора, хранения, обработки информации о системе воспитательной работы класса, обеспечивающую отслеживание состояния воспитательной работы и прогнозирование ее развития.

Цель мониторинга – отслеживание динамики личностных качеств каждого обучающегося. Положительным моментом данного мониторинга является возможность наблюдения динамики как отдельного ребенка так и класса в целом.

Основные задачи мониторинга:

  • наблюдение за состоянием системы воспитательной работы в пределах компетенции воспитателя и получение оперативной информации о ней;
  • своевременное выявление изменений, происходящих в системе воспитательной работы класса, факторов, вызывающих их;
  • предупреждение негативных тенденций в системе воспитательной работы класса;
  • оценка эффективности и полноты реализации воспитательной работы.

Объектами мониторинга являются обучающиеся класса, отдельные направления воспитательной работы, компоненты деятельности обучающегося. Предметом мониторинга является качество воспитательной работы как системообразующий фактор образовательного процесса в школе.

Для организации мониторинговых обследований воспитателям рекомендуется использовать такие методы как наблюдение, опрос, собеседование, самооценка.

Мониторинг воспитательной работы проводится как в рамках системы мониторинга школы, так и мониторинга каждого класса в отдельности.

Периодичность проведения мониторинговых обследований - 1 раз в год.

Мониторинговые обследования уровня сформированности компонентов деятельности обучающегося, проводимые воспитателем, содержат следующие компоненты:

  • эмоционально-психологический;
  • регулятивный;
  • социальный;
  • аналитический;
  • творческий;
  • самосовершенствования.

Обработка и накопление информации, полученной в ходе мониторинга воспитательной работы, проводятся воспитателем и педагогом-психологом в компьютерном варианте в форме таблиц, в текстовой форме.

Для организации мониторинга воспитательной работы разработаны таблицы, в которые заносятся данные, полученные воспитателем в ходе наблюдения, опроса, анкетирования.

Данные по классу заносятся в таблицу "Диагностика уровня сформированности компонентов деятельности обучающегося". В данной таблице отражаются все данные с 1 по 4 класс на каждого обучающегося (Приложение 1).

По результатам мониторинга возможна корректировка и планирование систематической работы воспитателя в каждом классе. Таким образом, данные мониторинга позволяют получать важную информацию о развитии воспитательной системы класса и ее отдельных направлений.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (add1.pdf)Приложение 1164 Кб