Построение первичной диагностической гипотезы и особенности ее реализации в процессе обследования ребенка на ПМПК

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ефимова Галина Александровна, педагог-психолог, ТПМПК, ГКОУ СО "Сухоложская школа", Сухой Лог

Утверждение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ значительно расширило и существенно усложнило задачи деятельности ПМПК. В повестке актуальной образовательной политики - совершенствование деятельности комиссий.Расширение категорий детей, которые нуждаются в создании специальных образовательных условий, определение соответствующей адаптированной программы с учетом расширенной вариативности, разработка специальных условий получения образования, а также направлений сопровождения – вся эта ответственность настолько велика, что требует от специалистов ПМПК особых компетенций и технологий. Особой технологией исследования ребенка, обратившегося за помощью, является технология построения диагностической гипотезы.

Л.С. Выготский предложил схему педологического исследования детей, которая включает в себя предварительные этапы: собранные жалобы родителей, самого ребенка, воспитательного учреждения; история развития ребенка; симптоматология (научное констатирование, описание и определение симптомов) развития. Раскрывая каждый из этапов предварительного исследования,Л.С. Выготскийподчеркивал, что необходимо не просто систематизировать выявленные симптомы, а проникнуть в сущность процессов развития. Анализ истории развития ребенка предполагает определение внутренних связей между сторонами психического развития, установление зависимости той или иной линии развития ребенка от вредоносных влияний среды.

Эти положения Л.С. Выготского имеют дальнейшее развитие в современной психологии. Первичная"рабочая" диагностическая гипотеза должна быть сформирована к началу непосредственной работы с ребенком. На приеме специалисты знакомятся с родителями (законными представителями), выясняют характер трудностей ребенка или жалоб и трудностей со стороны родителей, выясняют точку зрения родителей на возникшие проблемы. Родителям разъясняются задачи ПМПК, их права и ответственности сторон. В ситуации комиссионного обследования каждый специалист ПМПК должен проанализировать историю развития ребенка со своей профессиональной точки зрения.

Краткость самой процедуры ПМПК не дает возможность сбора полного анамнеза, в первую очередь необходимо выяснить следующие основные показатели:

  • были ли какие-либо особенности состояния матери и плода в течение беременности и родов;
  • состояние ребенка непосредственно после рождения (в том числе, показатели по шкале Апгара) - сроки первого кормления, сроки выписки из роддома; отмечались ли в роддоме какие-либо отклонения у ребенка;
    каким был ребенок на первом году жизни (спокойный/беспокойный), специфика мышечного тонуса на первом году жизни, последовательность становления локомоций у детей (когда сел, встал, пополз и пошел), у каких специалистов медицинского профиля находился на диспансерном учете;
  • особенности поведения на первом году жизни, которые замечали родители и другие члены семьи;
  • сроки речевого развития;
  • привыкание к новым видам пищи (аллергозы, дисбактериозы, другие нарушения пищеварения) на первом году жизни и в последующие годы;
  • наличие неврологических симптомов, активности сосания, прибавки в массе тела, частоту и тяжесть различных заболеваний;
  • были ли какие-либо тяжелые заболевания, наркозы (почему, когда и сколько), физические травмы; были ли психические "травмы" - причины, продолжительность, наблюдаются ли последствия травматизации;
  • отношение ребенка к взрослым (своим и чужим), к другим детям;
  • интересы и увлечения ребенка (возрастные, не возрастные, какие-либо особые) в разные периоды жизни, их выраженность;
  • как адаптировался в детском саду и/или школе, какие проблемы были;
  • были ли какие-либо изменения в социальной ситуации и в составе семьи.

По этим сведениям можно судить о неблагоприятных факторах, на фоне которых впоследствии могут развиваться психические заболевания. Значительную диагностическую информацию имеет описание внешнего вида и телосложения ребенка. Отмечаютсяпризнаки отставания в физическом развитии, дисплазий телосложения. Особое внимание следует уделить синхронности развития сфер психического вплоть до возраста 8-9 лет (регуляторно-волевая, когнитивная и аффективно-эмоциональная сферы).

Рассогласование в темпах и характере формирования каждой из трех анализируемых сфер рассматривается как признак возможного дизонтогенеза.

В построении диагностической гипотезы значительную роль играет умение читать документы, представленные из образовательных организаций, изучение продуктов деятельности детей. Анализируя конечный результат продуктов деятельности, информации можно получить больше, чем из школьной характеристики: сформированность зрительных представлений, универсальных учебных действий, развитие мелкой моторики рук. Формированию диагностической гипотезы помогает и наблюдение за особенностями "свободного" поведения ребенка до обследования. Все виды деятельности специалистов проходят, как правило, коллегиально, поэтому наиболее эффективным является построение общей, единой для всех диагностической гипотезы.

В соответствии с результатами, демонстрируемыми ребенком в ходе непосредственной работы с ним того или иного специалиста, первичная диагностическая гипотеза может изменяться, в том числе и кардинально изменяться (правило Байеса). В соответствии с этим, другие специалисты ПМПК подбирают и соответствующим образом подают ребенку адекватные диагностические методики и дидактические материалы, модифицируют приемы собственной работы. Все специалисты должны придерживаться единой методологии анализа, понимать, что каждый из них делает, почему "вдруг" коллега именно таким образом изменил свою работу и т.п. Подобная стратегия построения комплексного обследования - наиболее эффективный вариант деятельности специалистов ПМПК с самыми различными категориями детей, позволяющий в значительной степени минимизировать затраты сил и времени, сохранить ресурсные возможности ребенка на протяжении всего обследования.

Литература

  1. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Хрестоматия по патопсихологии https://psy.wikireading.ru/973
  2. 2.Ануфриев А.Ф. Психодиагностика: основы решения диагностических задач. - М., 2012. - 190 с.
  3. 3.Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования. Под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2014. – 368 с. (Библиотека психолога-практика).