Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе у обучающихся с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Иванцова Елена Анатольевна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

В наше время обострился кризис антропогенной цивилизации, что вызвало необходимость зарождения экологической цивилизации, изменения центрации сознания общества с проблем человека на проблемы взаимодействия человека с природой. Одним из важнейших направлений государственной и региональной политики в области образования является формирование экологической культуры общества как части общей культуры. Необходимым компонентом этой культуры является эмоционально-ценностное отношение к природе.

У младших школьников с ОВЗ, наряду с неравномерностью развития сохранных и нарушенных сторон мыслительной деятельности, отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Учитывая арсенал средств работы с обучающимися с ОВЗ, наиболее продуктивным является процесс воспитания, актуализирующий духовное развитие детей, способствующий формированию нравственно-этических установок по отношению к природе. Позитивные ценности в отношениях "человек-природа" усваиваются на основе положительных эмоций, которые включаются в эмоционально-ценностную сферу личности и становятся стержнем экологической культуры обучающегося: потребности переживания - эмоциональный подъём - нравственная ориентация, нравственный выбор – действие, правильный поступок человека.

Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников с ОВЗ имеет свои особенности:

  • недостаточный жизненно-личностный (витагенный) опыт;
  • незрелость эмоционально-личностной сферы;
  • недостаточный уровень развития мышления;
  • невысокое качество знаний о ценности природы.

В своей деятельности использую методику становления эмоционально-ценностного отношения к природе. Целевой аспект методики: эколого-гуманистические ценностные ориентиры:

  • жизнь во всех её проявлениях;
  • природа и гармония в ней;
  • экологическая ответственность и безопасность;
  • нравственный экологический императив;
  • устойчивое развитие общества и природы.

Включая эти ориентиры в образовательную деятельность, тем самым способствовала становлению у обучающихся индивидуальной аксиологической (ценностной) картины мира, т.е. многоуровневой системы ценностей, значений, отношений человека с природой, социумом, друг с другом.

Методы стимулирования эмоционально-ценностного отношения к природе разнообразны. Их можно разделить на три группы.

I. Методы эмоционально- личностного стимулирования.

  1. Это создание экспрессивно-личностных ситуаций посредством использования репродукций произведений живописи, графики, скульптуры, научно-популярных и художественных произведений, музыки. Всё это создаёт на уроке эмоциональный фон, который дополняет знаниевый компонент содержания учебного предмета. На уроках использовался резонансно-ассоциативный приём, когда одновременно задействованы зрительный и звуковой ряды, способствующие стимуляции резонансно-ассоциативного впечатления и интуиции детей. Их этих впечатлений складывается целостная художественно-образная картина живого мира. В 4 классе эффективнее этот приём воздействует, когда подбирается не одна картина художника и одно стихотворение поэта, а обширный зрительный или поэтический ряд из произведений разного эмоционально-смыслового содержания на один и тот же сюжет, либо с разным сюжетом, но схожим эмоционально-смысловым содержанием.
  2. Наделение личностной значимостью природных объектов и процессов.
    Обращалась к жизненному опыту обучающихся, т.е. установила уровень витагенной информированности в знаниях естественно-научного цикла. Разработаны критерии: уровень витагенной информированности, отношение к природе, уровень развития интереса к предмету "Окружающий мир", сформированность метапредметных результатов (кодирование, алгоритмизация, моделирование). При изучении различных тем продумываются вопросы, требующие активизации у каждого обучающегося своего личного жизненного опыта, ориентации в окружающем мире, какой личностный смысл (пользу или красоту) видит он в том или ином природном объекте.
  3. Создание ситуации эмоционально-нравственного переживания.
    На уроках создавались личностно-ориентированные ситуации, чтобы обучающиеся могли осознать себя частью природы, раскрывать многочисленные связи с ней. Для этого проводился самоанализ впечатлений, переживаний, своего поведения в разных ситуациях. Смысл приёмов заключается в том, чтобы одухотворить, очеловечить объекты природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действий. Можно писать сочинения, практиковать инсценировки, изготовление поделок из природного материала, рисунки по впечатлениям от экскурсий, в музей, обсуждения различных экологических ситуаций. Уместным будет приобщение к народной мудрости, народная культура отношений к природе – кладезь проверенных временем знаний о взаимосвязях в ней, в пословицах, поговорках народ смог подметить и облечь в запоминающуюся форму целый ряд экологических закономерностей: "Мужик берёзу рубит, а щепа по грибам и ягодам бьёт", "Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади", "Кто рубит леса, тот сушит места, гонит от полей тучи, готовит себе горя кучи" и другие.
  4. Использование дидактических игр.
    Игровой, увлекательный характер творческих заданий снижает стрессогенный характер проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в полной мере продемонстрировать свои возможности. Поэтому на уроках учебного предмета "Окружающий мир" использую настольно-печатные и словесные дидактические игры, зоолото, ребусы, кроссворды, практико-ориентированные задания.

II. Методы осуществления обмена ценностями между обучающимися и учителем. К ним относятся диалогическое общение и ролевые игры.

В ролевых играх обучающиеся воспринимают природный объект с позиции другого человека, привносят в игровое действие личный опыт, конкретные детали, эмоциональные переживания. Участвуя в игровом действии, обучающиеся смогли осмыслить экологические ценности, умение работать в паре и группе, учились выслушивать других. Примеры ролевых игр: "Сохраним лес от браконьеров", "Планета живых существ", "Превратим отходы в доходы" и другие.

III. Проектная деятельность.

Организация проектной деятельности способствует формированию исследовательских умений младших школьников, самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения), развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения). Проектная деятельность обеспечивает более прочное освоение знаний, развивает аналитическое мышление, способствует большей привлекательности учебной деятельности через реализацию проектов экологической направленности, ориентирует на комплексное использование приобретённых навыков, что в конечном итоге способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру обучающихся.

Включать обучающихся в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале - доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах обучающиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Проекты класса: "Мои питомцы", "Страницы Красной книги", "Разнообразие природы родного края", "Заповедники Свердловской области", "Мы в ответе за тех, кого приручили", "Красная книга глазами детей", "Батарейки: польза или вред?" и другие.

Результатом использования методики по становлению положительного эмоционально-ценностного отношения к природе можно считать сформированную у обучающихся ценностную позицию, проявляющуюся в ситуациях морального выбора, принятия экологически целесообразных поведенческих решений во благо природе и человеку, что также способствует активизации ресурсов для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей у обучающихся с ОВЗ.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
  • 00005
  • 00006
  • 00007
  • 00008
  • 00009