Формирование музыкальных способностей у детей с умственной отсталостью на уроках музыки

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Бызова Ирина Владимировна, учитель, ГКОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат № 2", Нижний Тагил

Уровень музыкального развития у обучающихся с умственной отсталостью значительно ниже соответствующего уровня их сверстников из массовой школы. Звуковысотный слух, ладовые и музыкально-ритмические чувства развиты у них значительно слабее.

В начале обучения многие дети оказываются не в состоянии воспроизвести отдельные фразы мелодии простой детской песенки, не могут назвать даже знакомых песен и тем более спеть их.

Умственно отсталые дети плохо запоминают название разучиваемой песни, с трудом, лишь после многократных повторений, усваивают её текст и последовательность куплетов.

Специфика музыкально-слуховых данных умственно отсталых детей ярко проявляется при обучении их пению: нечистое интонирование, плохая память (с трудом усваивают мелодию и текст), отсутствие музыкальной выразительности. Речевые и артикуляционные недостатки вызывают затруднения в дикции, дефекты моторики мешают выработке правильной позиции корпуса, головы, рук, ног при пении.

 Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного вкуса.

Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств учащихся. Музыка помогает детям лучше узнать жизнь, расширяет их кругозор, активизирует мышление, способствует развитию внимания, памяти. Она качественно совершенствует восприятие, помогает формированию представлений, активизирует познавательную деятельность детей в целом, т.е. несёт в себе большие коррекционно-воспитательные возможности.

Основными видами музыкальных занятий являются пение и слушание музыки. Дети участвуют также в музыкально-ритмических движениях, музыкальных играх, сказках, инсценировках, музыкально-литературных композициях, викторинах. Урок музыки включает в себя различные виды музыкальной деятельности школьников с использованием средств, активизирующих работу, повышающих внимание и интерес.

Уроки музыки с использованием наглядности не только воспитывают музыкальные способности учащихся, но и в значительной степени оказывают корригирующее воздействие на некоторые дефекты развития умственно отсталых детей. К таким дефектам относятся неустойчивое внимание, плохая память, низкая работоспособность, недостатки мышления и речи. Воздействуя на зрение, слух и осязание, средства наглядности способствуют усвоению знаний, умений и навыков. Они поддерживают интерес учащихся к учебной деятельности и содействуют выработке у обучающихся эмоционального отношения к предмету. Во все этапы урока музыки включаю распевание, слушание музыки, использую средства наглядности (различные картины, раздаточный и дидактический материал, открытки и игрушки, видеофильмы). Мои наблюдения показали, что благодаря применению наглядности даже самые замкнутые и застенчивые дети втягиваются в музыкальную работу.

 Для активизации познавательной деятельности на уроке музыки я использую разнообразные виды музыкальной работы: работа с наглядностью, использование материалов народного творчества и литературных произведений, дидактические игры, музыкально-ритмические упражнения, инсценирование.

Большую помощь в музыкальном воспитании оказывает дидактическая игра. Использование игры мне позволяет в простой, доступной форме дать представления о музыке, её выразительных возможностях.

Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки использую музыкально-дидактические игры: «Узнай, что звучало – песня? Танец? Марш?», «Отгадай, кто поёт – хор или солист?». Для определения характера и динамики музыки – игры: «Различай тихую и громкую музыку», «Различай весёлую и грустную музыку». В игре «Какая музыка?» ребёнок определяют вокальную и инструментальную музыку (звучание различных инструментов).

Музыкально-дидактические игры развивают творческие способности детей. У них возникает интерес к музыке. Получая во время игры много эмоциональных впечатлений, дети начинают воспринимать музыку более сознательно. Музыкальная игра вызывает у  обучающегося приподнятое настроение, положительные эмоции, которые активизируют познавательную и мыслительную деятельность, способствуют развитию произвольного внимания, памяти, речи, моторики.

Музыкально-ритмические движения активизируют развитие музыкальности учащихся, их творческие способности, имеют большое коррекционное и воспитательное значение.

 В заключение отмечу, что систематическое, методически правильное использование различных приёмов воздействия (наглядного, словесного и т.д.) не только способствует развитию внимания, памяти, речи, но и активизирует познавательную деятельность детей в целом. Урок музыки, прошедший с хорошим эмоциональным настроем, снимает у детей напряжение и способствует усвоению познавательного материала других предметов. Для умственно отсталого ребёнка музыкальные занятия являются своеобразным лекарством.