Формирование трудовых навыков у учащихся с РАС

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Хрипунова Юлия Ивановна, учитель, ГКОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат №2", Нижний Тагил

Детей с РАС обычно очень опекают, боясь потерять установившийся контакт, опасаясь деструктивного поведения и дополнительной конфликтной ситуации или экономя время, взрослые выполняют за них всю работу, даже ту, с которой ребенок вполне может справиться сам. Это происходит и из-за боязни, что во время её выполнения ребенок может пораниться или что-либо испортит. В результате ребенок оказывается совершенно беспомощным в окружающей его действительности.

Для аутичного ребенка отсутствует мотивация к овладению трудовыми навыками, что во многом связано с нарушениями взаимодействия с окружающим миром, страхами, пресыщаемостью и истощаемостью в контактах. Безусловно, с аутичным ребенком необходимо проводить комплексную работу по развитию эмоциональной сферы, интеллекта, взаимодействия с окружающим миром на самых разных уровнях. Только в этом случае привитые навыки самообслуживания и поведения в разнообразных житейских ситуациях могут быть использованы им наиболее эффективно и гибко. Замечено также, что большая самостоятельность в элементарном бытовом поведении, в свою очередь, нередко улучшает общую организацию поведения, облегчает работу по развитию эмоционального взаимодействия. В процессе освоения бытовых навыков у аутичного ребенка развиваются внимание, моторика, целенаправленность деятельности. Роль "маминого помощника" или "самостоятельного взрослого" нередко помогает ему контролировать свое поведение.

Обучение трудовым навыкам очень важное и в тоже время сложное занятие. Дети с РАС очень восприимчивы к окружающей действительности, они брезгливо относится к предметам, материалам, которые могут запачкать. Например, при обучении уходу за цветами таким детям может очень нравится опрыскивать цветы и не очень нравится поливать, так как во время полива вода может перелиться через край горшка и появится грязь. Одни дети очень любят воду, играют и булькаются, им нравятся любые действия, связанные с ней. Другие, напротив, очень не любят воду, и им неприятно любое действие, связанное с водой.

Перед обучением необходимо побеседовать с родителями ребенка и выяснить его пристрастия. Побольше узнать, что ребенок умеет делать, какую работу выполняет по дому.

Аутисты в силу своих особенностей могут быть обучены повседневным бытовым навыкам, если их четко схематизировать. К примеру, ребенку можно объяснить, что, чистя зубы, он "раз" - берет зубную щетку, "два" - выдавливает на нее пасту, "три" - кладет щетку в рот, "четыре" - начинает чистить зубы. Аутичные дети обучаются и трудовым навыкам: мести пол, вытирать пыль, выносить мусор. Проблема состоит в их слабом обобщении и закреплении: ребенок выполняет подобные задания в школе, а дома не может, или вдруг совершенно забывает все, чему обучался. Продеть шнурки в дырочках на картонке и зашнуровать ботинки - для него абсолютно разные вещи.

Начинать нужно с общей организации поведения: формирование установки на выполнение задания, усидчивости, внимания,

При этом важно, с одной стороны, подкреплять желаемое поведение ребёнка, а с другой - использовать его интересы для удержания внимания. Начинать работу следует с доступных для ребёнка заданий, создавая ситуацию успеха. Сложность заданий увеличивается постепенно, после того как у ребёнка появилась установка на выполнение задания, причём взрослый на первых порах может действовать за ребёнка, управляя его руками.

Важно быть последовательным в своих требованиях и реакциях на поведение ребёнка, предъявляя разумные требования, ограничивая его лишь в тех случаях, когда это необходимо.

Все требования и указания следует формулировать чётко и кратко. Работа с детьми должна проводиться пошагово. Первым шагом будет постановка конкретной задачи, объяснение того, что ребенок должен сделать. Второй шаг - детальная демонстрация того, что нужно сделать. Третий шаг - выполнить поэтапно все действия вместе с ребенком, при необходимости используя его руку. Сложные операции следует разбивать на простые.

Не стоит повторять просьбу несколько раз, если нет реакции, следует выполнить действие вместе либо управляя руками, либо поручая отдельные операции.

Важно предоставить возможность ребёнку делать самому то, что он может сделать сам, даже если быстрее сделать взрослому. В более трудных видах деятельности нужно предоставить необходимую помощь, постепенно подключая ребёнка и поощряя его за самостоятельное малейшее движение. Очень важны в работе с аутичными детьми твердость, настойчивость и требовательность.

  • 00001
  • 00002