О возможностях городского инклюзивного сетевого проекта для обучающихся 2-4 классов "Бажовский край" к 300-летию города Полевского

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Балеевских Елена Михайловна, учитель начальных классов, Валова Наталья Валерьевна, учитель начальных классов, МБОУ ПГО "СОШ № 14, Полевской

С внедрением в систему образования новых федеральных государственных стандартов перед педагогом поставлены нелегкие задачи: научить детей самостоятельному поиску и критической обработке информации, увлечь обучающихся новыми творческими учебными направлениями. Одним из таких направлений являются учебные сетевые проекты - дистанционное, в онлайн-режиме при сопровождении педагога (в домашних условиях - родителей), взаимодействие детей по решению поставленной задачи и практическому применению знаний, умений и навыков.

В соответствии с планом сетевого взаимодействия образовательных организаций Полевского городского округа в 2017-2018 учебном году реализуется сетевой проект "Бажовский край". Проект посвящен 300-летнему юбилею г. Полевского. Инициатором и базовой площадкой для проведения проекта является МБОУ ПГО "СОШ № 14". Положение о сетевом проекте утверждено приказом ОМС Управление образованием Полевского городского округа № 176-Д от 18.09.2017 г.

Проект реализуется в рамках следующих направлений, обозначенных в программе развития МБОУ ПГО "СОШ № 14".

Информатизация учебного процесса как средство дифференцированного обучения в адаптивной школе.

Воспитание юного гражданина на основе социокультурных и исторических достижений, традиций народов России.

Сетевая организация внеурочной деятельности учащихся специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития (проект "Сеть").

Цель проекта - сохранение исторической памяти о малой Родине, о ее природных, культурных и промышленных достопримечательностях и памятниках, знаменитых земляках.

Задачи:

  • привлечение внимания младших школьников к истории родного города и формирование активной гражданской позиции обучающихся;
  • выявление, поддержка и поощрение детских коллективов, занимающихся проектной и научно-исследовательской деятельностью;
  • создание условий для развития ИКТ-компетентности обучающихся, педагогов, родителей;
  • формирование "инклюзивного мышления" обучающихся, педагогов, родителей;
  • создание условий для повышения самооценки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, закрепления веры в свои силы и возможности.

Проект выстроен в идеологии инклюзивного образования, хотя изначально планировался только для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития, легкая умственная отсталость). Об участии в проекте предварительно заявили двадцать три команды обучающихся 2-4 классов из образовательных организаций Полевского городского округа, и значительная часть из них - дети с ограниченными возможностями здоровья.

Участие в проекте дает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья практически единственную возможность повысить ИКТ-грамотность, так как в силу материальных трудностей и низкого образовательного уровня родителей "особые дети" не имеют компьютерного оборудования дома. В рамках внеурочной деятельности обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают возможность работать на компьютере в классе, однако налицо острая необходимость в компьютерной технике для организации работы над проектом в рамках специального (коррекционного) класса для детей с ограниченными возможностям здоровья.

Проектный контент расположен на блог-платформе http://bajov.blogspot.ru/.

Страницы блога созданы в соответствии с этапами проекта и расположены в виде вкладок на главной странице. Отдельно выделена страница "Таблица продвижения команд". Проект "Бажовский край" содержит несколько этапов (Приложение 1).

Разработка и реализация аналогичных проектов являются актуальными для обеспечения доступности и разнообразия форм образования для самых разных категорий детей. Главное, что проект носит не разрозненный и развлекательный характер, а является тематическим и направлен на достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС.

Данный проект является третьим по счету аналогичным проектом, поэтому вобрал в себя опыт и лучшие наработки прошлых двух лет. Проекты 2015-2016, 2016-2017 учебных годов представлены на всероссийских научно-практических конференциях "Информационные и коммуникационные технологии в образовании" (г. Екатеринбург, май 2017 г.) и "Современные решения в развитии содержания и технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как условие обеспечения равных возможностей для получения качественного образования" (г. Екатеринбург, ноябрь 2017 г.) и получили высокую оценку.

Результат реализации проекта проявится в следующих качественных изменениях:

  • наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и родителей - соответствие ФГОС;
  • развитие познавательной активности учащихся, следствие - повышение учебной мотивации;
  • развитие коммуникативных умений, преодоление предубеждений относительно детей с ограниченными возможностями здоровья, следствие - облегчение социальной адаптации, повышение самооценки, формирование толерантного отношения;
  • преодоление тревожности, замкнутости, агрессивности, следствие - коррекция психоэмоционального состояния обучающихся;
  • приобретение дополнительных знаний о родном крае, следствие - осознание себя как гражданина, переживание чувства патриотизма;
  • повышение уровня ИКТ-компетентности школьников, педагогов, родителей.

Мониторинг успешности реализации проекта будет осуществляться на основе педагогического анализа успешности деятельности обучающихся, анкетирования родителей на предмет удовлетворённости организацией проектной деятельности, наблюдением за протеканием адаптационных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья, экспертной оценки специалистов ОМС Управление образованием ПГО и др.

Результаты реализации проекта планируется представить на web-сайтах образовательных организаций, в виде статей в материалах фестиваля "Открытый урок" ИД "Первое сентября", а также на открытых мероприятиях для образовательного содружества города и области.

Приглашаем к участию и разработке проектов!


Приложение 1. 

        Название этапа

Продукты деятельности

 

“Давайте познакомимся”

Ноябрь 2017 г.

-визитка команды в сервисе онлайн-доска;

-работа с рисунком в интернет-сервисах ("Собираем чемодан"), с электронным документом (дневник команды), с электронной таблицей (таблица продвижения).

1.

“Полевской в символах”

Ноябрь 2017 г.

- работа с интернет-картой (размещение в теле метки информации, фото об объекте на яндекс-картах).

2.

“Улицы города”

Декабрь 2017 г. – январь 2018 г.

-работа с интернет-картой (измерение длины улицы);

- фотоколлаж в интернет-сервисе (отчет об экскурсии);

-задачник;

- макет “Улица будущего” (творческое задание).

3.

“Сказочный Полевской”

Февраль 2018 г.

-викторина в интернет-сервисе;

-работа с электронной презентацией (картинный словарь);

- создание слайд-фильма (картинный план по сказу П.П. Бажова).

4.

“Достопримечательности родного края”

Март 2018 г.

- работа с интернет-картой (размещение в теле метки информации, фото об объекте),

- музыкальная открытка в сервисе playcast.ru,

-взаимооценивание команд,

-создание электронных пазлов,

-экологический фотомарафон (создание метки на интернет-карте),

- экологическая акция “Мы за чистый город”.

5.

“Полевской в жизни моей семьи”

Апрель – май 2018 г.

-создание видеофильма или эссе “Полевской в жизни моей семьи”,

- рекламная заметка (туристический маршрут по городу),

- фотомарафон “Весна в Полевском”,

- он-лайн голосование,

- синквейн о родном городе.

6.

Очный этап

Май – июнь 2018 г.

- участие в квесте по городу.