Организация музыкального воспитания детей с умственной отсталостью

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Иневаткин Владимир Александрович, учитель музыки, ГКОУ СО "Березовская школа", Березовский

Л.Н. Толстой сказал: "Люди - как реки: вода во всех одинаковая… но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая…"

В образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья направляются для обучения и воспитания дети, страдающие умственной отсталостью различной этиологии и патогенеза. У данной категории учащихся недостаточно развиты психические познавательные процессы (мышление, память, внимание, восприятие), эмоционально-волевая сфера, слабо развита произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость).

Восприятие музыки – важнейшая область музыкальной практики. Поэтому очень важно научить детей с ограниченными возможностями здоровья внимательно слушать музыку, благодаря чему дети активно приобщаются к музыкальной культуре: приобретают способность к художественному восприятию, постигают особенности музыкального искусства, происходит развитие и совершенствование процессов творческого (художественного) мышления и воображения, что оказывает огромное влияние на формирование личности человека.

В музыкальном воспитании детей в своей работе использую различные виды деятельности. К ним относятся:

  • хоровое и сольное пение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • слушание музыки;
  • музыкально-ритмические движения;
  • инсценирование песен, сказок, музыкальных пьес программного характера;
  • творческие задания: рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений, написание небольших сочинений, рассказов о музыке.

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Её назначение на уроке способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей, обогащать художественный опыт, развивать интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение детей к музицированию, восприятию звучания отдельных инструментов и усвоение приёмов игры.

Дифференцированный подход решает задачи эффективной педагогической помощи учащемуся в совершенствовании его личности, особенно это актуально для детей с ОВЗ.

Музыкальный образ труден для восприятия, т.к. лишен непосредственной живописи и конкретного слова. Он не передает точных понятий, не создает зрительно ощутимых картин, не пересказывает событий. Музыка не столько изображение предметного мира, сколько отображение человеческих чувств и мыслей. Поэтому восприятие слушателя достаточно часто нуждается в дополнительных "опорах", в роли которых могут выступать имеющийся у школьников жизненный опыт (а это предметы и образы окружающего мира) и знания, полученные на других предметах.

Очень важно научить детей выражать свое, личное отношение к звучащей музыке, учить ребенка объяснять, почему у него возникло то или иное мнение. Нередко случается, что ребенок, разобравшись с помощью учителя, меняет свое негативное, скорее всего, спонтанно возникшее суждение, на позитивное. А если не меняет, то учится объяснять и доказывать, почему он думает именно так. Это происходит благодаря беседе, в которой я обращаюсь с вопросами по содержанию музыки, по ее эмоциональному воздействию не только конкретно к этому ученику, а ко всему классу или ко всей вокальной или хоровой студии. Причем рассматриваем это мнение как правильное, истинное. И в ходе беседы, в которую обычно постепенно включаются все учащиеся, высказывая свои предположения по данному вопросу, мы стараемся разобраться, где истинное, а где ложное.

Такие беседы на уроках музыки, репетициях я считаю самым важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дети учатся высказывать свое мнение, а для этого нужна определенная смелость; учатся его отстаивать, т.е. брать ответственность за свои слова; учатся слушать и уважать мнение другого, т.е. толерантности; учатся анализировать информацию и делать выводы, т.е. рефлексии; учатся общению. Все эти качества, безусловно, пригодятся учащимся в их дальнейшей жизни.

Выступая с концертами в школе, в городских мероприятиях "Муза и дети", "Мы все можем", в фестивале-конкурсе Театр талантов Александра Новикова, участники творческих коллективов, делая это с удовольствием, популяризируют такие виды деятельности как хоровое и вокальное пение. Этот положительный пример очень важен для детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря участию в таких мероприятиях у детей происходит формирование очень важных качеств личности, таких как самоорганизация, дисциплина, взаимовыручка, ответственность за общее дело, приобретение бесценного опыта коммуникативного общения со сверстниками из других школ, другими людьми. Выступая перед публикой, дети приобретают уверенность в себе, в своих силах, что способствует формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развитию человеческой индивидуальности, помогает ребенку понять этот мир во всем его многообразии связей и отношений, стать полноправным членом общества.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004