Особенности работы с детьми со сложным дефектом. Использование игровых технологий на уроках

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Рябкова Людмила Андреевна, учитель, ГКОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат № 2", Нижний Тагил

Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, удаётся не всегда. Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых слабо развита эмоциональная сфера и волевые качества.

В целях социальной адаптации учащихся считаю правильным использование игровых технологий.

Единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

И первой особенностью использования игровых упражнений в работе с детьми со сложным дефектом является то, что они занимают больше времени на каждом уроке. Игровые упражнения и игровые моменты пронизывают всю структуру урока.

На уроке должны присутствовать коммуникативные символы, помогающие всем детям участвовать в игре. Это разнообразные яркие и четкие картинки, серии картинок, иллюстрации, пособия, таблицы, схемы удобного для восприятия размера.

Ещё одной особенностью является необходимость оказания в процессе игры психологической поддержки и практической помощи детям. Степень возможной самостоятельности участия в игровом процессе у детей очень низкая. Поэтому в помощи нуждаются все дети. Эта помощь подразумевает взаимодействие по типу "учитель-ученик" и "ученик-ученик" при проведении знакомых по смыслу игровых упражнений. Характер и степень оказываемой учителем помощи носит личностно-ориентированный характер.

Ещё одной особенностью является выделение в качестве сверхзадачи развитие у учащихся в процессе игровой деятельности коммуникативных умений – желания общаться, умения слушать, умения ориентироваться в ситуации, умения пользоваться знаниями о правилах и нормах общения, умения контролировать свою речь и себя.

Игры соревновательного характера стоит проводить с осторожностью, дабы избежать негативных последствий. Поэтому разумнее проводить игровую работу под девизом: "Главное - не победа, а участие".

При проведении игровых упражнений учитель должен быть их активным участником, демонстрировать детям свой живой интерес, быть эмоциональным, оказывать детям эмоциональную поддержку, проводить игровой процесс в доступном ритме и темпе, иначе дети теряют интерес и устраняются от участия в игровом процессе.

Так, например, на уроках ОБЖ при изучении темы "Транспорт нашего города. Правила дорожного движения" можно предложить учащимся следующие задания:

  • инсценировка ДТП:
    Перед быстрою машиной
    Никому нельзя бежать!
    У дороги надо маму
    Крепко за руку держать!
    Что может случиться на дороге, если не увидишь машину….
    - Какие части есть у машины?
    Рассмотрите картинки и приклейте грузовику недостающие части…..
  • При изучении темы "Домашние животные":
    - Посмотри, что там? (Педагог показывает на стоящий на столе скотный двор, накрытый тканью. Открывает скотный двор.)
    Кто это?
    Это животные. Животные живут в сарае.
    Ребёнок называет животных (кошка, собака, лошадь и т.д.).
    - Давай покормим животных
    Перед ребенком ставится поднос, на нем тарелочки с едой для животных.
    Что ест собака? (Собака грызёт кость.)
    Что ест кошка? (Кошка лакает молоко.)
    Что ест свинья? (Свинья ест хлеб.)
    Что ест лошадь? (Лошадь ест сено.)
    Что ест петух? (Петух клюёт зерно.)
    Подкладывает соответствующую табличку к животному:
    - Давай поиграем пальчиками.
    Педагог показывает различные силуэты животных, сложенные из пальцев рук.
    Ребенок складывает фигуры животных из пальцев, повторяя за педагогом.
    - Выложи по образцу.
    Перед ребенком выложен образец домашнего животного, собранный из разных геометрических форм.
  • Урока письма: "Буква С".
    • Сядет тот, у кого в имени есть буква С.
    • Сядет тот, у кого на парте лежит картинка и в названии этого предмета есть буква С.
  • Урок математики. Устным заданиям придаю занимательный характер, широко использую дидактические игры и упражнения, задачи в стихотворной форме и др.:
    - "Узнай и назови предметы" - работа с таблицами, на которых изображены предметы или их контуры, наложенные друг на друга.

Эмоциональность должна являться важной составляющей всех занятий. Задача учителя заключается в том, чтобы сделать ситуацию успеха для каждого ребёнка достижимой.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004