Приемы формирования читательских компетенций на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Васильева Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

В "Основной образовательной программе основного общего образования" говорится, что "в основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа "потребного будущего".

В области изучения любого предмета учащиеся встречаются с заданиями, связанными с восприятием текста, его осмыслением, необходимостью выполнять работу над ним, поэтому навыки работы с текстовой информацией являются одними из первостепенных в учебной деятельности.

При работе с текстами учащиеся сталкиваются с рядом проблем: слабо владеют различными типами чтения, не могут найти необходимую информацию в тексте, испытывают затруднения в понимании прочитанного, не могут выделить основную и второстепенную информацию, сформулировать основную мысль и проблему текста, интерпретировать текст.

При этом умение осознанно читать различные по объему и назначению тексты дает возможность обучающимся быть успешными в учебной деятельности. Осознанное чтение играет большую роль и в их социализации, а также выполняет воспитательную функцию, формирует оценочно-нравственную позицию человека. Поэтому формирование навыка смыслового чтения как одного из метапредметных результатов является актуальной задачей.

Сегодня на пути формирования смыслового чтения стоит ряд проблем: снижение интереса к чтению, негативное влияние СМИ, Интернет, низкохудожественной литературы. Кроме того, учащиеся с ЗПР имеют свои специфические проблемы: фрагментарное восприятие текста, неточное понимание описываемой ситуации, непонимание значения большого количества слов, неумение установить смысловые, логические связи между эпизодами в рамках части текста, а также между частями текста.

Чтобы понимание учащимися текста как максимально информативной единицы было достигнуто, необходимо, чтобы текст был понят на всех уровнях: от слова и словосочетания, до предложения и законченной части текста.

Любой текст как художественный, так и познавательный должен быть освоен учащимися с трех сторон: фактической, смысловой, идейной.

Для успешной работы с текстом учащиеся должны овладеть различными типами чтения: ознакомительным, направленным на извлечение основной информации или выделениеосновного содержания текста; изучающим, направленным на извлечение информации с последующей интерпретацией содержания текста;поисковым, имеющим целью нахождение конкретной информации, в т.ч. выразительное чтение.
Данные типы чтения реализуются на следующих этапах работы с текстом:

1. Предтекстовый этап (мотивационный). На этом этапе происходит ознакомительное чтение. Актуализируется личный читательский опыт учащихся, прогнозируется содержание текста, проводится работа на облегчение понимания текста.

На данном этапе используются такие приемы как:

  • "Ориентиры предвосхищения". На основе личного опыта и/или с опорой на заглавие текста и иллюстраций к нему (если такие имеются) учащиеся пытаются спрогнозировать, о чем будет предложенный текст.
  • "Создаем словарь" - во время первого чтения учащиеся отмечают слова, значение которых им не понятно. После чтения текста (законченной части текста) проводится обсуждение: учащиеся пытаются сами объяснить смысл слова с опорой на контекст, в котором данное слово реализуется. Те учащиеся, которым значение слова известно, сравнивают свое понимание слова с установленным на уроке. Толкование слова посредством словаря может быть проведено как на уроке, так и дома в качестве дополнения к домашнему заданию.

2. Текстовый этап (активное чтение). На данном этапе реализуется как поисковое, так и изучающее чтение.

Приемы активного чтения:

  • "Чтение про себя с пометами" (согласно поставленное задаче). При чтении используется таблица знаков:
    V Знакомая информация
    + Новая информация
    - Я думал (думала) иначе
    ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
  • "Чтение с остановками". Во время остановки после прочтения законченного фрагмента текста учащиеся обмениваются вопросами по тексту. Причем более "слабые" учащиеся могут задавать "тонкие" вопросы, более продвинутые – "толстые" вопросы.
  • "Цепочка фактов". Учащимся предлагается проследить последовательность событий, фактов, действий опираясь на вспомогательные слова (сначала, потом, затем, далее, …, в конце). Данный прием может быть использован и при работе с текстами правил (что и в какой последовательности мы должны увидеть, отметить, сделать, чтобы правильно написать слово).

3. Послетекстовый этап (рефлексивный).

Приемы рефлексивной работы с текстом:

  • "Вопросы после текста" - это могут быть вопросы по первым впечатлениям для всех учащихся.
  • Уровневые приемы: "Верю-не верю" - для более "слабых" учеников, составление диаграмм Венна для учащихся более продвинутых; составление кластеров по уровням: для "слабых" дается готовый кластер с рядом незаполненных элементов, "сильные" же выполняют кластер самостоятельно.
  • "Составление плана текста". Все учащиеся должны совершенствовать умение составлять план текста, выделяя в нем основную информацию (вопросный и назывной). Данную работу можно проводить в группах.
  • "Портрет героя". На уроках литературы в 5-6 классах обучающиеся учатся характеризовать тот или иной персонаж. При этом используется алгоритм:
    1. Как зовут героя?
    2. Происхождение, воспитание, возраст.
    3. Портрет героя (как выглядит, во что одет, выражение лица, мимика, жесты).
    4. Характер героя.
    5. Поступки.
    6. Как относятся к герою окружающие? А как он к ним?
    7. Ваше отношение к герою, его поступкам.
  • "Иллюстрация к эпизоду". В качестве домашнего задания учащимся предлагается проиллюстрировать наиболее понравившийся эпизод произведения. Задача учащихся не только сделать рисунок, но и рассказать, какой изображен эпизод, почему выбран данный эпизод, что изображено в рисунке, какие отражены детали, какие выражены чувства и т.д.
  • "Конкурс чтецов". Проводится на итоговом уроке по творчеству одного поэта или нескольких, объединенных определенной тематикой стихотворений. Выбирается жюри конкурса из числа тех учащихся, кто успешно и вовремя выполнил домашнее задание по выразительному чтению наизусть (2-3 человека). Председатель жюри – учитель. Члены жюри получают оценочный лист, в который заносятся оценки от 0 до 3 по трем критериям: знание текста, выразительность чтения, передача настроения стихотворения. После каждого выступления следует обсуждение чтения участника всем классом, причем мнение класса может как повысить оценку, так и понизить ее.
    По окончании конкурса участникам выдаются дипломы 1-й, 2-й и 3-й степени, выставляются оценки в журнал.
  • В таком же формате может быть организовано и "Чтение по цепочке" (значительный по объему поэтический текст читает группа учащихся).