Приемы игры в волейболе на занятиях дополнительного образования как фактор формирования здорового образа жизни учащихся

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Курганская Елена Федоровна, учитель физической культуры, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Здоровый образ жизни школьника – это эффективный способ сохранить и улучшить здоровье на протяжении всего периода обучения в школе. Одним из наиболее важных компонентов, составляющих основу здорового образа жизни, является физкультурно-спортивная активность.

Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль на занятиях дополнительного образования школьников с ОВЗ. Спорт, в частности на уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде. Деятельность педагога дополнительного образования перекликается с основной деятельностью как учителя, но имеет свою определенную специфику. Мною разработана и реализована программа по дополнительному образованию "Общая физическая подготовка с базовой ориентацией на спортивную игру волейбол".

Занятия дополнительного образования ОФП с элементами спортивных и подвижных игр направлены на двигательную активность из раздела спортивных игр "волейбол".

Правильно организованные занятия волейболом являются прекрасным средством всестороннего физического развития занимающихся и способствуют решению важных воспитательных задач детей с ограниченными возможностями. Объясняется это большой эмоциональностью игры, а также несложным оборудованием. Занятия направлены не только на то, чтобы усвоить суть и правила игры, но и на овладения навыками игры. Овладение техникой и тактикой в совершенстве – процесс сложный и трудоёмкий, он требует больших совместных усилий преподавателя и обучающихся, учета их физиологических особенностей.

Актуальность данной темы в том, что только решая специфические задачи обучения игре волейбол, применяя специальные средства и методы обучения с учётом особенностей обучающихся, можно достичь хороших спортивных результатов в волейболе. В системе физического воспитания школьников видное место принадлежит волейболу. Волейбол включён как раздел в комплексную программу по физической культуре средних общеобразовательных школ, а также является целостной программой в дополнительном образовании.

Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей занимающихся. Знание особенностей, свойственных тому или иному периоду детского возраста, является необходимым условием для правильной организации учебно-тренировочного процесса с юными волейболистами. Систематические занятия спортом благотворно влияют на укрепление здоровья детей, их физическое и духовное развитие.

Для того чтобы стать волейболистом, необходимо овладеть соответствующими двигательными навыками. В период от 11 до 14 лет наблюдается особенно большой рост показателей быстроты движений. В этом возрасте закладываются основы будущих достижений в волейболе.

Развитие интеллекта у учащихся коррекционной школы позволяет им усваивать учебный материал, но необходимо с самых начальных этапов обучения детей с ОВЗ использовать индивидуальный подход .

Таким образом, с самого начала спортивной подготовки юных волейболистов разносторонняя общая физическая подготовка (ОФП) развёртывается вокруг двигательных навыков. Занятия волейболом, построенные с учётом положительного взаимодействия применяемых средств с основными двигательными навыками, оказывают благоприятное воздействие на школьников. В обучении юных волейболистов большое значение придаётся специальным упражнениям. Их роль заключается в том, что дети при изучении технического приёма поставлены в такие условия, которые заведомо исключают появление целого ряда ошибок и неточностей в выполнении движения.

Таким образом, если в течение школьного возраста у детей с ограниченными возможностями здоровья в достаточной степени развиваются физические качества и повышаются функциональные возможности организма, это в известной степени создаёт благоприятные возможности для оздоровления детей посредством игры в волейбол и мотивирует к самостоятельным занятиям.

Спортивные занятия по волейболу содействуют решению основных задач физического воспитания юных волейболистов в том плане, чтобы по окончании школы они могли без ущерба для здоровья и с достаточно высокой работоспособностью включиться в производительный общественно-полезный труд. Поэтому в процессе спортивно-оздоровительной подготовки учащихся необходимо разносторонне воздействовать на их физическое развитие и обучать жизненно важным двигательным умениями и навыкам.

Систематические занятия в дополнительном образовании расширяют функциональные возможности организма учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обогащают их двигательный опыт разнообразными двигательными навыками, что в конечном счете создаёт предпосылки для более быстрого овладения трудовыми навыками.

Успех в овладении техникой и тактикой игры во многом зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений. При систематическом применении они являются хорошим средством разносторонней технической подготовки и воспитания тактических умений, уже начиная с 11-12 лет. Посредством специальных упражнений занимающиеся правильно и быстро овладевают рациональной техникой волейбола. Одна из особенностей занятий волейболом с учащихся с ОВЗ состоит в том, что необходимо разнообразить совершенствование одних и тех же технических приёмов, менять обстановку, так как дети быстро устают от однообразной работы. Занятия немыслимы без состязаний, они органически входят в учебно-тренировочный процесс. Решающее значение имеет умение в полном объеме применять технические приемы и тактические действия в условиях игры и соревнований.

Целью моей педагогической деятельности являлось проведение исследования на определение качества развития у обучающихся приемов игры в волейбол через педагогический эксперимент.

Гипотеза: если на учебно-тренировочных занятиях по волейболу с учащимися применять специфические средства и методы обучения, можно добиться повышения уровня спортивных результатов (на примере технической подготовки).

Наше исследование проводилось на базе школы ГКОУ СО "Новоуральская школа №2" города Новоуральска. В исследовании участвовали учащиеся 8-9 классов в количестве 24 человек, из них экспериментальная группа - 12 человек и контрольная группа – 12 человек (учащиеся школы). В экспериментальную группу вошли учащиеся группы второго года обучения волейболу. Учащиеся занимаются волейболом второй год по 1 часу 1 раз в неделю на базе школы. Для обучения учащихся преподаватель использует апробированную программу "Общая физическая подготовка с базовой ориентацией на спортивную игру волейбол".

В начале исследования мы проанализировали программу по волейболу и программный материал по волейболу в программе по физической культуре для общеобразовательных школ. В комплексной программе на спортивные игры с 5 по 9 классы отводится 90 часов, т.е. на каждый класс по 18 часов. В содержание программного материала по спортивным играм (волейболу) входят технические и тактические приёмы. На техническую подготовку отводится 39 часов. Можно сделать вывод - в школьной программе недостаточно часов на овладение тактическим и техническим приёмам игры в волейбол. Следующим шагом исследования было проведение контрольных упражнений. Учащимся контрольной и экспериментальной групп были предложены упражнения. Верхняя передача мяча двумя руками над собой за 1 минуту и максимальное количество раз, нижняя передача мяча двумя руками над собой за 30 секунд и максимальное количество раз, подача из 10 раз.

Результаты исследования получились следующие: средний балл у экспериментальной группы больше, чем у контрольной группы. Это связано с решением специфических задач у учащихся учебно-тренировочной группы второго года обучения и применяемых средств и методов, количеством часов.

Мы пришли к выводу, что при обучении игре в волейбол у учащихся с ОВЗ появляется заинтересованность к занятиям физической культурой и спортом, что является необходимой частью популяризации волейбола и спорта вообще. Используя специфические средства и методы обучения игре в волейбол, можно быстрее достичь хорошего результата, так как они облегчают процесс освоения технических и тактических приёмов игры. Необходимо учитывать и особенности учащихся, уровень их физиологических данных и физической подготовки, так как перегрузки могут привести к формированию отрицательного отношения к игре волейбол и к занятию спортом.

Для детей данного возраста волейбол рассматривается как одна из возможностей проявить себя, принять участие в различных соревнованиях. Обучение игре в волейбол способствует формированию и развитию личностных качеств ребенка, которые помогают ориентироваться и принимать решения в трудных жизненных ситуациях.

Успех в овладении техникой и тактикой игры во многом зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, которые направлены на развитие физических способностей, необходимых для игры в волейбол, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению структурой технического приёма.

Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей и особенностей детей. Безусловно, знание особенностей, свойственных тому или иному периоду детского возраста, является необходимым условием для правильной организации учебно-тренировочного процесса с юными волейболистами.