Проектная деятельность при изучении курса физики

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Валиева Накия Файзелхановна, учитель физики, ГКОУ СО "Березовская школа", Березовский

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования. Она предполагает, прежде всего, активную самостоятельную позицию учащихся в учении, развитие общеучебных умений и навыков. А это в первую очередь формирование исследовательских, рефлексивных не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности.

Из опыта педагогической работы видно, что слишком велик объём информации, обрушивающийся на головы учащихся. Как определить, что окажется нужным ученику через несколько лет? Однако любой, даже не сведущий в педагогике человек, может уверенно сказать, что в каком бы тысячелетии мы ни жили, обществу нужен человек, способный самостоятельно мыслить и действовать! Слова Л.С. Выготского как нельзя точно передают современную стратегию образования: "Никого и ничему научить нельзя – в конечном счёте, каждый ученик учится сам"! Я бы добавила: учитель только помогает преодолеть трудности и достичь желаемой цели. Моё кредо: не запрещать, а направлять! Не управлять, а соуправлять! Не принуждать, а убеждать!

Физика - наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении физики.

Задачи:

  • обучение планированию и формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
  • умение анализировать и обобщать (креативность и критическое мышление);
  • умение наблюдать и развитие воображения;
  • развитие внимания, памяти, речи;
  • формирование позитивного отношение к работе.

Конечно, у учащихся закладывается естественное ограничение на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся в проектную деятельность нужно обязательно.

Используя проектные технологии в работе с учащимися, обязательно соблюдаю следующие условия: проект должен быть посильным для выполнения, должны быть созданы условия для успешного выполнения проектов, в случае выполнения групповых (коллективных) проектов каждый обучающийся вносит свой вклад в выполнение проекта. Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества учителей и учащихся.
Метод проектов я начинаю применять с 7-го класса, когда учащиеся начинают заниматься физикой.

Принимая во внимание особенности учащихся, я использую игровые проекты (развивают воображение, память, речь, коммуникативные навыки), практические проекты (умение наблюдать и моделировать приборы) и творческие проекты.

Тема проекта: Почему масло в воде не тонет?

Цель: выяснение причины, по которой масло не тонет в воде.
Методы: наблюдение, сравнение, проведение опыта.
Основные результаты: масло не тонет, потому что его плотность меньше, чем плотность воды.
Творческий проект: Секреты великого Архимеда.
Цель: история открытия архимедовой силы.
Основные результаты: на основе теории и эксперимента объясняются условия плавания судов, воздушных шаров, плавание рыб.
Практический проект: Расчет среднего расстояния от дома до остановки и средней скорости.
Цель: научиться вычислять свою среднюю скорость.
Ход:

  1. Выбрать маршрут движения.
  2. Приблизительно вычислить с помощью рулетки или сантиметровой ленты длину одного шага.
  3. Вычислить количество шагов при движении по выбранному маршруту.
  4. Подумайте, как можно найти среднее расстояние, используя данные расчеты?
  5. Измерить время движения по маршруту с помощью секундомера.
  6. Вычислить среднюю скорость движения.
  7. Представить полученные результаты в виде таблицы.
  8. Изобразить в масштабе маршрут движения.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Для меня - учителя физики важным является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников зарождаются основы системного мышления, формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов, развиваются творческие способности, воображение, фантазия.