Развитие моторики и графомоторных навыков у обучающихся с ТМНР в условиях реализации ФГОС

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Харина Елена Александровна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Красноуфимская школа", Красноуфимск

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине, расположении.

Отсутствие или неполноценность представлений об окружающем сказывается на развитии речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам.

У обучающегося с ТМНР трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

Особенно сложно у обучающихся с ТМНР протекает процесс формирования графо-моторных навыков. Это связано с различными дисфункциями устной речи, психических процессов, моторики рук, пространственного восприятия.

У многих обучающихся различные двигательные нарушения. Они представляют собой аномалию моторного развития и проявляются в следующем:

  • нарушена координация движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений;
  • обучающийся недостаточно активно узнает предметы наощупь;
  • у обучающегося с трудом формируется "двигательный" образ буквы, слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики;
  • двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения;
  •  нарушается взаимодействие зрительно-моторных и оптико-пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.

Таким образом, недостатки моторики у обучающихся с ТМНР выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания.

Особенное внимание уделяю развитию мелкой моторики. Это прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях и во внеурочное время.

Примерные упражнения для развития мелкой моторики и графомоторных навыков^

  • Упражнения на развитие статической координации движений.
    "Буквы" — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.
  • Упражнения на развитие динамической координации движений.
    "Пальчики здороваются" — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.
  • Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.
    "Кулак — ребро — ладонь" — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.
  • Упражнения на развитие координированных графических движений.
    "Трудные виражи" — на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Педагог говорит: "Ты — водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен". Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом "проехать" по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.
  • Упражнения с предметами:
    • нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой - мелких бусин, бисера;
    • сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
    • перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;
  • Упражнения для расслабления рук.
    Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется чувство ритма.
    Имитационные движения для кистей рук:
    • мытье рук перед едой,
    • надевание перчаток,
    • поглаживание кошки,
    • пальчики танцуют.