Развитие речи на уроках социально-бытовой ориентировки у обучающихся со сложным дефектом

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Николаева Елена Петровна, учитель, ГКОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат № 2", Нижний Тагил

Общение - неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. У обучающихся со сложным дефектом отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Недостаточная сформированность речи таких школьников существенным образом влияет на становление их социальной адаптации.

Работа по развитию речи на уроках СБО у учащихся со сложным дефектом начинается с формирования пассивного, затем активного словаря ребенка. В процессе занятий по развитию речи основная задача — накопление словарного запаса: существительные, глаголы, прилагательные и наречия. Для проведения работы по обогащению словаря на уроках СБО мною подготовлены папки с иллюстрациями по темам программы, рабочая тетрадь "Наглядный материал для уроков СБО", презентации по темам уроков. Для уроков подбираются натуральные предметы обихода или их образцы, игрушки. Неговорящие дети выбирают называемую учителем картинку с изображением предмета или действия. Дети, неплохо владеющие устной речью, называют предлагаемые изображения. Обучающиеся учатся понимать и выполнять сначала простые, затем более сложные инструкции.

Далее обучающиеся тренируются в составлении высказываний по демонстрируемым действиям, оречевлении своих действий, строят фразы по предметным, ситуационным, сюжетным картинкам, специально подобранным речевым играм и упражнениям.

Для формирования речевой потребности, по мнению С.Ю. Ильиной, на уроках необходимо создавать (моделировать) речевые ситуации, воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни, является одним из приемов работы по развитию коммуникативных навыков на уроках СБО. Это позволяет выявить модели поведения, взаимоотношения людей.

Обучающихся необходимо целенаправленно и последовательно учить моделировать ситуации. В процессе общения дети усваивают слова и фразы, которыми могут пользоваться в быту, слова речевого этикета и т.п. Речевой материал для ведения диалога усваивается воспитанниками путем многократного его повторения. Например, лексика, связанная с темой "Магазин", закрепляется на уроках при разыгрывании сходных ситуаций: "Магазин игрушек", "Булочная", "Магазин "Овощи-фрукты" и т.п. В ходе диалога необходимо постоянно активизировать детей системой поручений и указаний, прямо требующих речевой коммуникации: "Попроси...", "Скажи...", "Обратись к товарищу...". Многие темы дают возможность создавать речевые ситуации: "В магазине", "На приеме у врача", "Поездка в автобусе" и др., в ходе которых дети получают соответствующие сведения, овладевают навыками поведения и общения.

В процессе словесного общения, связанного с деятельностью детей, педагогу следует сочетать индивидуальную работу с фронтальной. Учитывая ярко выраженную склонность детей к подражанию, в беседу учителя с одним из учащихся необходимо вовлекать остальных, побуждая их повторять те или иные высказывания, причем это может быть сопряженная и отраженная речь. Организуя диалог, педагог обычно прибегает к вопросно-ответной форме. Вначале перед учащимися ставят основной, побудительный вопрос, например: "Скажи, что можно купить в газетном киоске?", если ученик затрудняется ответить – спрашивают: "А сувенир можно купить в газетном киоске?" В этом вопросе уже содержится материал для ответа.

Работая над развитием диалогической речи, педагог стремится выработать у детей умение спрашивать. С этой целью применяется ряд приемов. Наиболее успевающим воспитанникам обычно достаточно бывает побуждения: "Спрашивай", "Задавай вопросы", чтобы они смогли построить нужную фразу. Для других учитель может сформулировать начало вопроса, а конец фразы произносят сами воспитанники. И наконец, дети, которым трудно справиться с этим заданием, повторяют вопросы за педагогом.

Большую роль в выработке у учащихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Например, при посещении магазина ученики должны не только научиться ориентироваться в торговом зале магазина, знать назначение различных отделов, но и задать вопрос, попросить необходимое у продавца.

Особое место на этих уроках занимают учебные фильмы. Любой учебный фильм требует обсуждения - без этого он теряет свою значимость. Особенно тщательно нужно подготовить вопросы, которые учитель будет задавать учащимся по ходу фильма. Формулировки их должны быть заранее продуманы, их количество - определено.

На уроках СБО используются тетради, где ученики делают краткие записи. Здесь же могут быть наклеены или нарисованы картинки с изображениями различных видов транспорта, знаки дорожного движения, фотографии людей различных профессий и т.д.

При работе с неговорящими детьми на уроках мною используются средства альтернативной коммуникации: приложения для Android, карточки PECS.

Таким образом, развитие речи на уроках СБО идет через целенаправленную работу по формированию у обучающихся потребности в общении в процессе практической деятельности.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/stories/2017/01/nikolaeva