Реализация системно-деятельностного подхода в обучении детей с ум-ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как одно из условий реализации ФГОС

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ситникова Наталья Викторовна, учитель-дефектолог, ГБПОУ СО "КГТТ структурное подразделение школа-интернат, реализующая АООП", Камышлов

На этапе внедрения ФГОС основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того чтобы знания были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять обучающимися, развивать их познавательную деятельность.

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающегося.

Использование на уроках системно-деятельностного подхода позволяет решать следующие задачи:

  • эффективное накопление каждым обучающимся собственного личного опыта;
  • развитие творческих способностей; 
  • побуждение к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
  • самостоятельное планирование своей деятельности;
  • побуждение детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

В данной связи перед учителем встает задача использования педагогических технологий, обеспечивающих системно-деятельный подход в образовании.

К современным теориям развивающего обучения относится теория поэтапного формирования умственных действий, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным еще в 60-е годы прошлого столетия. Однако она не потеряла своей актуальности и по сей день. Данная технология направлена на формирование у обучающихся умственных действий, понятий, психических процессов (в частности, внимания). В процессе поэтапного формирования различаются две основные части каждого действия – ориентировочная и исполнительская. В системе ориентировочной деятельности контроль занимает особое положение.

Любое действие нуждается в контроле, потому что работа всякого реального механизма может нарушаться и давать сбои. Тем более нуждается в контроле действие, которое только формируется и еще не имеет готового механизма. Такое действие реализуется по отдельным, посильным для человека отрезкам, сочетание которых представляется на общей схеме этого действия.

В поэтапном обучении схема действий ученика фиксируется, и ученик выпол-няет действие, следуя за последовательными указаниями схемы, затем по этим же указаниям действие и проверяется (одна и та же схема действия служит и для его выполнения и для его контроля). И в результате систематического применения и подкрепления схема ориентировочной основы действия (ООД) становится достоянием памяти. В это время контроль все далее сближается с основным действием и практически выполняется как бы одновременно с ним. Далее возрастает стереотипность, которая является особенностью мышления умственно отсталых детей.

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий "обучение всякому действию должно удовлетворять ряду требований:

  1. необходимо установить конкретное содержание действия, т.е. выделить операции, входящие в его состав;
  2. нужно дать ученику такую систему предписаний, которую он воспринимал бы однозначно и которая систематически обеспечивала бы получение заданного результата;
  3. необходимо найти исходную, так называемою материальную или материализованную форму этого действия;
  4. следует подобрать такую систему заданий, которая обеспечивала бы совершенствование действия по всем намеченным показателям (разумности, обобщению, сознательности и т.д.);
  5. надо обеспечить переход действия в идеальный план и далее его систематическое сокращение и автоматизацию".

Предлагаю вашему вниманию использование технологии поэтапного формирования умственных действий на уроках математики на примере изучения темы "Задачи на движение" в 6 классе.

В основе решения задач на движение лежит взаимосвязь между величинами пути (S), скорости (V) и времени (t). Учителем составляется полный алгоритм решения задач (в зависимости от уровня обученности детей, алгоритм может быть составлен вместе с детьми под руководством учителя), в ходе реализации которого дети должны ответить на ряд вопросов:

  1. Из одного пункта движутся объекты или из разных?
  2. Имеют ли объекты одно направление движения или эти направления противоположны?

Во всех задачах объекты начинают движение одновременно, поэтому мы не акцентируем внимание детей на время начала движения. Таким образом, все задачи на движение в учебнике 6 класса можно разделить на три типа:

  • 1 тип – движение объектов из двух различных пунктов навстречу друг другу;
  • 2 тип – движение объектов из одного пункта в противоположных направлениях;
  • 3 тип – движение объектов из одного пункта в одном направлении с разными скоростями.

Вначале рассмотрим, как в соответствии с требованиями теории П.Я.Гальперина предъявляется детям ориентировочная основа действия ООД.

Составление алгоритма. В зависимости от направления движения объектов и от их скорости различаются 3 типа задач на движение.

  • 1 тип. Движение объектов из двух различных пунктов навстречу друг другу одновременно (находим скорость сближения).
    Схема условия
  • 2 тип. Движение начинается из одного пункта в противоположных направлениях одновременно (находим скорость удаления).
    Схема условия
  • 3 тип. Движение начинается одновременно из одного пункта в одном направ-лении, но скорости различны (находим скорость удаления).
    Схема условия

    Если даны V1 и V2, то по этой схеме Vсближ или Vудал находится сразу.
    Далее на доске составляется алгоритм решения задачи – ориентировочная основа деятельности (ООД).

План

  1. Прочитай внимательно задачу.
  2. Составь схему условия, нанеси на схему известные и неизвестные вели-чины. Определи тип задачи. 1 шаг ООД.
  3. Найди общую скорость движения объектов. Смотри 2 шаг ООД.
  4. Выясни, что надо найти в задаче. Смотри 3 шаг ООД.
  5. Запиши полностью решение и ответ.

Заключение

Результаты работы реально показали действенность данного метода обучения, реальность использования этого метода при обучении детей на уроках математики. Данная методика находит свое применение при обучении детей по всем темам во всех классах. Данная технология, естественно, требует кропотливого и напряженного труда учителя в преодолении трудностей при обучении слабых детей, но при этом обязательно несет с собой радость осознания каждым ребенком своих реальных умственных способностей, своей силы, возможности преодолевать трудности в достижении поставленной цели, умственно и творчески расти.