Ресурсы современного урока и внеурочной деятельности, обеспечивающие освоение ФГОС

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Лобастова Елена Борисовна, учитель, ГКОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат № 2", Нижний Тагил

В настоящее время с введением ФГОС актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока. Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.

В соответствии с новыми стандартами прежде всего необходимо усилить мотивацию наших детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Большая часть времени на уроке (20-30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.

Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей и задач: образовательной, воспитательной и коррекционно-развивающей. Коррекционно-развивающей задаче уделяется больше внимания.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.

Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Так, в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствуют формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.

С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия:
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему… (дети хором) ПРИВЕТ!

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

  • Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
  • Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
  • Активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов. Активные методы позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Использование презентации открывает большие перспективы для:

  • повышения интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания;
  • создания доброжелательной атмосферы, активного творческого труда;
  • смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников;
  • стимулирования познавательного мышления учеников;
  • наглядных методов обучения, использования игровых моментов в обучении.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и значит, младшего школьника легче включить в учебную деятельность через игровые методы и приемы. Одним из ведущих инструментариев учителя начальных классов является дидактическая игра.

Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Её правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к предмету, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Игровые действия, при помощи которых решаются те или иные умственные задачи, поддерживают и усиливают интерес к изучаемому предмету, помогают преодолевать трудности в овладении данного предмета. Разнообразие дидактических игр позволяет их использовать на всех этапах урока в рамках любого преподаваемого урока.

Такая работа должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития памяти и других познавательных процессов. Сочетая предметное, метапредметное, личностное, коррекционное и развивающее направления, опираясь на педагогические методы и приемы, учитель организует коррекционно-образовательный процесс и управление познавательной деятельностью. Используя простые игровые приемы в работе с обучающимся с ограниченными возможностями, мы даем максимально возможную работу по "добыванию" знаний.

  • Чтение с наращиванием. "Лесенка".
    Для расширения поля зрения подбираются столбики слов с наращиванием букв слева или справа: он мо; сон мор; слон море; склон моряк.
    Слова Ушинского отражают суть современного урока: «Нужно, чтобы дети учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
    Современный урок – это эрудированный преподаватель плюс целый комплекс инновационных форм и методов обучения.