Самооценка как стимул для самообразования и эффективное средство повышения качества образования

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дрягина Людмила Юрьевна, учитель русского языка и литературы, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Целью современного школьного обучения является не только предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней изменения, а не только сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Русский язык играет в процессе формирования такой личности значительную роль. Осваивая язык, человек не только познает мир, но и учится жить в этом мире, приобретает ценностные ориентиры, приобщается к духовным богатствам, хранимым языком.

Одной из составляющих образовательного процесса на уроках русского языка является система оценивания и регистрации достижений обучающихся.

В рамках ФГОС объектом оценки становятся не столько знания, сколько действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.

В качестве объектов оценивания образовательных достижений школьников на уроках русского языка сегодня выступают не только компетенции, относящиеся к личностным, метапредметным, предметным результатам образования, но и динамика образовательных достижений каждого обучающегося (прогресс).

Одной из задач образования сегодня является создание условий, способствующих стремлению к самообразованию. Добиться этого стремления мне помогает включение в процесс оценивания учебных результатов самих обучающихся, то есть самооценка.

Самооценка - это отношение обучающегося к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка обучающихся связана не столько с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания своей учебной деятельности на уроке, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего - с баллами.

Самооценка своих образовательных достижений для обучающихся с ОВЗ очень важна, так как она поддерживает и стимулирует их, обеспечивает точную обратную связь, она информативна и включает в самостоятельную оценочную деятельность.

В своей работе я применяю оценочные листы.

Оценочный лист - форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к ученику оценочный лист играет мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы.

Смысл данной работы - сформировать у детей способность понимать и выбирать критерии оценивания, давать содержательную оценку тому или иному способу действий и полученному результату, уметь оценивать себя, пользуясь разными шкалами.

На каждый раздел темы я выдаю ученикам оценочный лист, в котором прописана тема урока по разделу, перечень формируемых умений, само задание. В оценочном листе имеются разделы "самооценка", "оценка учителя" и "итоговая оценка". Для учащихся это является стимулом для самообразования, потому что позволяет видеть им изучаемую тему через свои действия, свои ошибки и возможности дальнейшего развития. Формы таблицы могут варьироваться в зависимости от темы урока.

(Приложение №1: таблица "Оценочный лист по теме: "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-" 6 класс. )
Оценочный лист служит способом фиксации оценок по работам, оцениваемых в этом разделе. В зависимости от вида работы, до или  после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки работы я выставляю свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда можно воспитать относительно адекватную самооценку.

Положительную роль на уроках играют взаимопроверки и самопроверки. Например, школьникам выдаются одинаковые тексты с пропущенными буквами (словами) по изученной теме. Они вставляют буквы (слова), подчеркивает орфограммы. Потом обмениваются выполненными работами для взаимопроверки. Отметка выставляется карандашом, пока условно.

Затем этот текст выкладывается на интерактивной доске или выдаётся (если нет доски) обучающимся без пропущенных букв – идёт процесс самопроверки и самооценки. В процессе изучения темы во время взаимопроверки допускается обсуждение изученных орфограмм, использование справочной литературы. И только потом работа сдаётся учителю. Такой опыт позволяет и учителю, и учащимся более глубоко оценить уровень усвоения темы и наметить пути исправления недочётов.

(Приложение №2: текст для взаимопроверки и самопроверки).
На уроках контроля взаимопроверка исключена.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/stories/2017/01/dryagina

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (01.doc)Приложение 129 Кб
Скачать этот файл (02.doc)Приложение 225 Кб