Школьные выставки-ярмарки как средство повышения интереса обучающихся с интеллектуальными нарушениями к учебным предметам

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Вахрамеева Светлана Владимировна, учитель-дефектолог, ГБПОУ СО КГТТ структурное подразделение школа-интернат, реализующая АООП, Камышлов

На протяжении многих лет в нашем образовательном учреждении проводятся выставки работ обучающихся по итогам полугодия, учебного года, или приуроченные к какой-либо дате. Традиционно в этих мероприятиях участвуют педагоги трудового обучения и дополнительного образования, поэтому 2/3 обучающихся остаются не вовлеченными в эту довольно интересную деятельность.

На заседании методического объединения учителей трудового обучения был рассмотрен вопрос о новых формах работы в этом направлении и принято решение о проведении по окончании каждой четверти выставки-ярмарки, в которой могут участвовать все желающие. Разработано Положение о проведении школьной выставки-ярмарки (см. Приложение), в котором было учтено пожелание педагогов о работе в рамках этого мероприятия, и кафе, в котором продавались бы напитки, сладости и выпечка, сделанные руками обучающихся.

При организации первого такого мероприятия возникло немало трудностей: оформление помещения, подбор и подготовка "продавцов" из числа обучающихся старших классов, не было опыта и в учете "товаров" от каждого класса и профиля обучения и очень много других немаловажных деталей.

Рассмотрим подготовительный этап подробнее:

  • Помещение класса разделено на 3 части: выставка, ярмарка, кафе "Пряник". На выставке представлены работы (поделки, рисунки) с этикетками, за столами ярмарки находятся 2 продавца, а зона кафе включает в себя стол-витрину с кондитерскими изделиями, вспомогательный стол для чистой посуды, чайников, заварки, запаса салфеток и т.д., трех одноместных парт – столиков кафе. На двери самодельный плакат, информирующий о мероприятии педагогов, гостей ОУ, родителей, законных представителей и т.д.
  • Подбор продавцов идет по следующим критериям: коммуникабельность, внешний вид, умение производить подсчеты в уме или с помощью калькулятора. В кафе работают 2 человека: продавец (девочка) в белом фартуке с кружевами, на голове "наколка", ее помощник, официант, в длинном клетчатом фартуке и таким же полотенцем на руке.
  • Перед проведением ярмарки продавцы совместно с учителями трудового обучения и классными руководителями определяют стоимость поделок, наклеивают ценники и заполняют следующие ведомости:
    Наименование Количество Цена Сколько продано, сумма
           
  • Накануне выставки подготавливается помещение, идет размещение выставки и ярмарки, подготовка кафе. С 8.30 следующего дня начинается работа ярмарки и продолжается до последнего покупателя, примерно до 13.00.
    Во время проведения продавцы предлагают товары, продают, не забывая заполнять ведомости, производят своевременное обновление "витрин", рассказывают о назначении поделок, их авторах и т.д. В кафе продавщица разливает чай, складывает "заказ" на тарелочки или упаковывает "на вынос". Официант разносит заказы по столикам, следит за порядком и чистотой, приносит и кипятит воду.

Первая ярмарка, проведенная в октябре, была настоящим испытанием как для организаторов, так и для посетителей. В работе принимали участие два педагога: один помогал продавцам на ярмарке (показывал, как вести диалог с покупателями, рекламировать товар, принимать и считать деньги, заполнять ведомости и т.д.). Второй педагог помогал в кафе и осуществлял общее руководство: разъяснял правила поведения в кафе, следил за общей дисциплиной в кабинете. Следующие ярмарки проходили уже в штатном режиме: каждый знал свою работу, при необходимости помогал товарищам, да и посетители вели себя примерно, младшие школьники приходили организованно, с классными руководителями, старшие самостоятельно или приводили родителей.

 

Данные ярмарки проходят успешно и решают следующие задачи:

  1. Расширение социального опыта обучающихся (закрепление правил культуры поведения в общественном месте).
  2. Формирование коммуникативных навыков как "продавцов", так и "покупателей".
  3. Формирование адекватной самооценки обучающихся (при проведении оценки работ).
  4. Расширение представлений обучающихся об окружающем мире.
  • 00001
  • 00002
  • 00003