Современное занятие по дополнительному образованию

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Головлева Маргарита Викторовна, педагог дополнительного образования, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

"Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить", - Адольф Дистервег.

Современное занятие по дополнительному образованию - это творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на компетентностном уровне, позволяет каждому обучающемуся проявить и познать самого себя. В настоящее время педагог решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос "Как обучать в новых условиях?".

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию обучающихся, формирование универсальных учебных действий, движение от цели к результату, причём движение совершает сам обучающийся через технологии организации деятельности, а педагог обеспечивает движение обучающегося от цели к результату.

Цель моей профессиональной деятельности: "Создание условий для развития творческих способностей у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы, реализующей адаптированные программы, средствами декоративно-прикладного творчества".

Работа по развитию творческих способностей у воспитанников нашей школы затруднена особенностями их развития, поэтому необходимо создать специальные условия для их развития средствами декоративно-прикладного творчества.

В своей работе я использую различные способы обучения и подачи материала: беседа, диалог, практическая работа. Очень важна подготовка к занятиям, поэтому детям предлагаю раздаточные материалы, наглядные пособия, схемы, трафареты.

В работе применяю различные формы обучения. Для достижения эффективного образовательного результата использую индивидуальные занятия. В результате работы в парах и в группах наблюдаю положительную динамику в проявлении личностных качеств обучающихся: взаимовыручку, толерантность, доброту, желание помочь. Дети учатся слышать, слушать и понимать партнёра, учитывать его позицию.

На занятиях часто применяю совместное изучение интернет-источников при поиске новых идей по различным техникам, информационно-коммуникационные технологии, инернет-информацию в исследовательской деятельности при разработке проектов, а также при наглядной демонстрации процессов.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Педагог и ранее, и теперь должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществляя коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Занятие начинаю с вовлечения детей в активную осознанную учебную деятельность, создаю ситуацию для действия обучающихся. Тему занятия дети формулируют сами, также как и цели, задачи, определив границы знания и незнания. Сообщаю обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. Дети планируют способы достижения намеченной цели, устанавливают рабочие отношения. Под моим руководством учащиеся решают ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности), планируют пути достижения цели, выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Осуществляют учебные действия по намеченному плану в этой части (применяется работа в группах, в парах), после чего дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). В конце урока выясняю у обучающихся, что им запомнилось, организую мини-выставку в объединении для подведения итогов. Дети оценивают свои возможности и достижения самостоятельной деятельности.

На своих уроках формирую универсальные учебные действия.

  • Личностное развитие. Во время занятий ученики получают знания об истории своего народа, родного края, его обычаях и традициях. На основе этих знаний воспитываются патриотические чувства. Мы изучаем народное творчество других стран: шьем немецких кукол Тильда, изготавливаем открытки в корейской технике квиллинг, рисуем иглами, следуя за традициями чеченских художников. Таким образом, у обучающихся появляется уважение к истории и культуре каждого народа, восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий. Чтобы сформировать почтительное отношение к традициям, к каждому празднику дети изготавливают пасхальные сувениры, новогодние открытки, рождественские подарки. Обучающиеся участвуют в школьных, городских и областных выставках, у детей развивается эстетическая восприимчивость. Результат занятий имеет непосредственную связь с жизнью: изделия, изготовленные на кружке, дарятся родным и близким, работами оформляется интерьер квартир. В процессе занятий выявляются индивидуальные особенности поведения ребенка в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются морально-нравственные ценности.
    Важно, что учащиеся задумываются о том, какое значение имеет для них занятие декоративно-прикладным творчеством, ведь в будущем они смогут выбрать для себя профессию, связанную с ручным трудом, обустроить свой дом, наполнить его уютом - так происходит нравственно-эстетическая оценка содержания учебного предмета на основе социальных и личностных ценностей.
  • Коммуникативное развитие. На занятиях мы практикуем работу в группах - это позволяет научиться строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Дети учатся вежливому общению, уважению, стараются слышать и слушать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями. Занятия в парах дают возможность сильному ученику подтянуть слабого, научиться взаимовыручке и желанию помогать, учитывать позицию напарника, но и отстаивать свою точку зрения. Я со своей стороны демонстрирую детям полное доверие, являюсь для них источником разнообразного опыта и поддерживаю индивидуальные качества каждого. Любой ребенок может обратиться ко мне за помощью и советом, а также научиться взаимодействию со старшими.
  • Познавательное развитие. К каждой работе обучающийся подходит как к проекту. Самостоятельно находит и использует информацию по заданной теме, определяется с целевым и цветовым решением, выбирает эскиз для изделия, ищет эффективные способы решения задач в зависимости от заданных условий, творчески подходит к оформлению выбранной работы. При этом контролирует и оценивает процесс и результаты своей деятельности. В конце каждой четверти мы проводим мини-выставку в объединении, подводим итог: обучающиеся выявляют недостатки, отмечают лучшие работы.
  • Регулятивное развитие. Результат занятий по декоративно-прикладному творчеству - это выставки, проекты, поэтому работы надо выполнить к определенному сроку. Дети учатся планировать промежуточные цели с учетом конечного результата, в процессе работы, оценивая ее уровень, вносят необходимые коррективы и дополнения в план. Как педагог формирую способности к волевому усилию, преодолению сложностей, предлагаю позитивно относиться к неудачам как к опыту и возможности увидеть ошибки ради улучшения результата.

Педагог, его опыт, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка - это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования не будут реализованы.

  • 00001
  • 00002
  • 00003