Способы организации учебной деятельности учеников дистанционной школы на уроках географии и биологии

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Карамова Вера Александровна, учитель географии, биологии, ГКОУ СО "Кировградская школа-интернат", Кировград

"Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра", - Джон Дьюи.

В настоящее время актуально стоит проблема индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. традиционные технологии индивидуального обучения на дому в современных условиях не обеспечивают необходимое качественное образование. Обозначенная проблема "отодвигает" способных детей-инвалидов от высшего образования, профессиональной деятельности и социально-трудовой адаптации. Особенно остро эта проблема стоит в населенных пунктах, отдаленных от крупных общеобразовательных школ.

Одним из путей решения проблемы является расширение доступа детей-инвалидов к образовательным программам и посильной трудовой деятельности, путем внедрения ИКТ в обучение детей данной категории. Чем раньше дети будут приобщены к использованию различных возможностей информационных и коммуникационных технологий, тем больше шансов преодоления вторичных дефектов их развития. В частности, дети, имеющие ограниченный круг общения, получат доступ к широкому кругу общения посредством сети Интернет.

Использование современных ИКТ и специализированного ПО позволит компенсировать недостатки в обучении и получении доступа к информации детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих сохраненный интеллект.

В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования является развертывание новых моделей содержания образования и его организации, в том числе развитие дистанционного образования.

Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся.

Профессиональная функция учителя дистанционной школы заключается:

  1. в организации учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин в дистанционном формате;
  2. в преподавании учебных предметов, курсов по образовательной программе.

Учебная деятельность школьников в дистанционном обучении может быть представлена моделью, состоящей из нескольких компонентов-видов деятельности, отражающих специфические цели и задачи дистанционного обучения:

  1. познавательно-продуктивная деятельность - создание учащимися творческого продукта в определенной предметной области с помощью компьютерных средств;
  2. коммуникативная деятельность - взаимодействие субъектов дистанционного обучения; методолого-содержательная деятельность - управление учащимся содержанием и методами учебного процесса в дистанционном режиме;
  3. психолого-воспитательная деятельность - развитие имеющихся и приобретение специфических для дистанционного обучения личностных качеств;
  4. техническая деятельность - овладение необходимыми умениями работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет и др.

Я работаю в школе дистанционного обучения с февраля 2013 года учителем географии и биологии. Разработанные по этим предметам учебные курсы в i-школе – замечательная основа для проведения уроков. Разнообразные формы подачи нового материала, интересные приёмы закрепления изученного, творческие задания – всё это помогает спланировать занятие, сделать его насыщенным, эффективным. Однако мой педагогический опыт подсказывает, что нужно искать и свои формы организации урока, учить детей ориентироваться в Интернете, учить использовать разнообразные программы и приложения. Вашему вниманию представляю свой небольшой опыт организации учебной деятельности на уроках географии и биологии в дистанционной школе (вне разработанного курса). В своей работе использую базовые сервисы Google: создание документов, презентаций, работа с приложениями RealtimeBoard, Powtoon. Остановлюсь подробней на каждом из них.

Приложение RealtimeBoard позволяет организовать совместную работу учителя и ученика на дистанционном уроке. По существу – это интерактивная доска в компьютере! На RealtimeBoard можно спланировать весь урок либо какой-то его этап. Презентации и видеоролики, упражнения для изучения и закрепления материала, проверка усвоенного и домашнее задание – всё это загружается на доску. Ученик, имеющий доступ, может сам добавить иллюстрацию, подписать, сгруппировать, удалить лишний элемент, начертить схему, нарисовать, раскрасить. Удобно контролировать выполнение домашнего задания.

При отсутствии разработанного курса или при проблемах выхода на курс работа на RealtimeBoard - хороший выход! Конечно, учителю необходимо иметь определённый запас дидактического материала. Время на подготовку урока увеличивается. Однако, разработанный урок сохраняется на доске и его можно будет использовать!

Приложение Powtoon даёт возможность создать миниролики, которые можно показать на уроке. Ученикам очень нравятся упражнения на развитие внимания, памяти, физминутки. Закрепление изученного в игровой форме способствует усвоению материала урока. Дети всегда смогут найти полюбившиеся упражнения на моём канале в You Tube. Презентации Google выгодно отличаются от презентаций PowerPoint и Keynote тем, что возможно совместное творчество с учеником! На дистанционном уроке презентация – удобная форма изучения темы. Я применяю её на различных этапах. При проверке усвоения материала ученик решает кроссворд или заполняет тест, выполняет упражнение. Созданные для урока презентации остаются в педкопилке. Некоторые из них публикую на страничках своего сайта. Презентация "Берегите Землю" признана лучшей на Всероссийском дистанционном конкурсе с международным участием (организатор НПЦ "Интертехинформ", центр современных образовательных технологий), отмечена дипломом первой степени.


Google документ – ещё одна форма организации совместной работы учителя и ученика дистанционной школы. На уроке ученик получает доступ к редактированию и может выполнять любые действия с документом. Учителю очень удобно контролировать, можно своевременно помочь, подсказать, заметить неточность. Часто использую эту форму для домашнего задания.

В настоящее время прохожу дистанционный курс "Базовые сервисы Google в образовании". Думаю, что эти знания пригодятся мне при проведении дистанционных уроков. Разнообразят учебный процесс упражнения сервиса LearningApps.org. Очень интересные задания по различным предметам в оригинальной форме нравятся ученикам. У педагога есть возможность создать свой аккаунт. Упражнение, созданное персонально для ребёнка, не оставляет равнодушным никого! В своей работе применяю готовые задания и свои разработки.

Изучение географии превращается в увлекательное путешествие, если на уроке используются интерактивные карты. Это могут быть "Живые карты" в программе Bamboo Dock, Google карты. Вид со спутника, фотографии, панорамы, "просмотр улиц" - всё это заменит целый набор наглядных пособий, используемых в традиционном обучении. Для формирования представлений о разнообразии природы, особенностях климата, своеобразии жизненного уклада населения стран мира очень удобно применять видеоролики You Tube. В нашей школе обучаются дети с ОВЗ. Во время урока обязательно нужно помнить о соблюдении гигиенических требований. Здоровьесберегающие технологии предполагают смену деятельности, проведениие физминуток, релаксационных пауз. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка! На рабочем столе моего компьютера есть целая папка с физминутками. Для проведения релаксационных пауз использую небольшие видеоклипы. В Интернете на Релакс online есть целая коллекция программ. Можно подобрать упражнение, связанное с темой урока: рисовать цветы, изображать горы песком. При организации познавательно-продуктивной деятельности учеников дистанционной школы, предполагающей создание учащимися творческого продукта в определённой предметной области с помощью компьютерных средств, часто использую программу ЛогоМиры. Ученики с удовольствием рисуют, создают схемы, выполняют специальные задания. Свои работы сохраняют в папки по предмету. Фотографии, созданные в программе Photo Booth, являются тем творческим продуктом, который могут создавать все ученики. Составление презентации – процесс сложный для ребёнка. Однако среди моих учеников есть те, кто может выполнить эту работу. Настя К. первую презентацию представила ещё в 5 классе. В этом учебном году ученица оформила отчет о выполнении летнего задания в виде презентации. Мы опубликовали её работу на страничках моего сайта, девочка получила свидетельство о публикации.

Очень важно наладить взаимодействие субъектов дистанционного обучения. Четыре моих ученика обучаются по одной программе (Биология, 7 класс). Практикую выход на один документ Google. При этом ученики выступают в роли "учителя" - проверяют работу друг друга, создают задания по теме урока. Иногда задания создаются в текстовом редакторе и отправляются электронной почтой. Повышается мотивация обучения. Детям интересно общаться, учиться друг у друга.

Одна из проблем дистанционного урока - высокая активность учащихся. Как ее достичь? В течение всего урока необходимо поддерживать у учащихся интерес к уроку, создавать мотивы активизации их деятельности. Надеюсь, что представленный мной материал поможет учителю дистанционного обучения сделать свой урок интересным, увлекательным и продуктивным!

При отборе средств обучения важно помнить о:

  • методическом назначении используемых средств обучения;
  • целесообразности использования средств ИКТ на конкретном этапе урока;
  • готовности ученика к использованию программных средств;
  • гигиенических ограничениях при работе с ними.

Литература

  1. Андрианова Г.А. Виды учебной деятельности школьников в дистанционном обучении // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 16 мая. http://www.eidos.ru/journal/2001/0516.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос" Активная ссылка на статью
  2. Никуличева Н.В. О структуре и содержании квалификационной характеристики преподавателя дистанционного обучения// Открытое и дистанционное образование. Томск, 2012.
  3. Резепина Т.Н. Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Кострома, 2012.
  4. Чернобай Е.В. -доктор педагогических наук, директор НИИ столичного образования ГБОУ ВПО МГПУ. Учебно-методические материалы для учителей как инструмент профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС общего образования (на примере методических рекомендаций "Технология подготовки урока в современной информационно-образовательной среде") Презентация. Вебинар 14.05.2014.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/stories/2017/03/karamova/presetation