Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Савкина Наталья Николаевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Екатеринбургская школа-интернат № 9", Екатеринбург

УМК: Образовательная система "Школа России"
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о значимой части слова - корне, учить находить и подбирать однокоренные слова, совершенствовать и развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, внимание, память.

Задачи:

  • повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;
  • формирование умения находить и подбирать однокоренные слова;
  • развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать;
  • отрабатывать каллиграфию письма;
  • воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку.

Планируемые результаты:

  • Предметные. Знать определение корня, уметь выделять его в слове; знать, что такое однокоренные слова, их признаки; находить однокоренные слова; находить слова с изученными орфограммами, видеть сигналы орфограмм.
  • Личностные результаты. Ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявлять интерес к изучению русского языка.
  • Универсальные учебные действия (метапредметные):
    • Познавательные:
      • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
      • формулировать выводы;
      • строить несложные рассуждения.
    • Регулятивные:
      • принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
      • выполнять учебные действия в умственной и громкоречевой форме,
      • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
    • Коммуникативные:
      • строить монологическое высказывание;
      • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности.

 

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Орг. момент. Мотивация учебной деятельности

Регулятивные УУД:

формирование способности к организации своей деятельности. Личностные УУД:

осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку

Приветствие.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

 Проверьте себя, всё на месте, всё в порядке, если да, то смело в путь, знанья новые нас ждут, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Пожелаем друг другу удачи!

Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку. 

Эмоциональный настрой

2. Минутка чистописания.

Актуализация знаний

Познавательные УУД: самостоятельное выделение познавательной цели

1. Пальчиковая гимнастика. (Капуста. Самомассаж.)

2.Работа в тетрадях.

Число

Классная работа.

А будем мы писать сегодня букву, которая есть во всех названных словах.

Корова, рука, морковь, колесо, молоток.

Какой звук слышен? Какой буквой обозначается? Дайте характеристику.

Пропишите заглавную и строчную буквы. Найдите самую красивую букву и выделите ее простым карандашом.

2. Словарная работа

Разминают пальчики для письма.

Посадка при письме, положение тетради.

Характеризуют звук к.

Прописывают буквы К, к.

Дети читают слова, вставляют пропущенные буквы. 1 ученик работает у доски. Проверяют

3.Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка к обобщенной деятельности

Познавательные УУД: логические универсальные действия: формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД: умение вести устный диалог

На доске записаны слова сад, садовый, садовник.

- Как можно назвать все эти слова? Объясните.

- Тема урока?

- Сегодня на уроке будем исследовать однокоренные слова.

- Выделим в этих словах корень

Однокоренные.

В этих словах общая часть слова – корень; общее лексическое значение.

Речь сегодня на уроке пойдёт об однокоренных словах.

 выделяют корень

 –сад-

Работа в группах

 Личностные УУД:

Самоопределение.

 

Познавательные УУД: обобщение и классификация

по признакам.

Регулятивные УУД: знаково-символические

- А сейчас предлагаю поиграть в игру «Найди родственников». Среди предложенных слов найти однокоренные слова.

По какому признаку подбирали?

- Молодцы, вы очень хорошо, справились со своей работой

 

Воспроизводят правила работы в группе.

 Дети работают в группах, подбирают однокоренные слова. Находят лишние слова и объясняют выбор

Физкультминутка.

 Гимнастика для глаз

 

 

-Мы сегодня говорим об однокоренных и родственных словах, а, как известно, в семье все родственники живут весело и дружно, давайте и мы отдохнём весело и дружно

 

4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

 

 

 

Работа в парах

Познавательные УУД:

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Коммуникативные УУД:

  • умение строить речевые
  • высказывания в соответствии с
  • поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме. 

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации

Эл. приложение к учебнику.

-Выполните задание (на доске).

 - А теперь поработаем в парах

(задание на листах).

- Назовите слова, которые не являются однокоренными в каждой группе.

Фронтальная проверка.

 - Устно подберите к этим словам однокоренные

Распределяют слова по корзинам.

Читают задание.

- Нужно найти лишнее слово в каждом столбике.

Проверяют по эталону (по образцу)

5.Рефлексия.

Подведение итогов занятия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

 

Коммуникативные УУД:

  • формирование умение
  • оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:

  • смыслообразование

- Скажите, а можно ли наш класс назвать одной семьёй?

-Мы дружные?

- Дружба нам помогает не только хорошо учиться, но и весело трудиться.

- Молодцы, вы потрудились на славу, работали как одна семья.

-Что мы сегодня повторяли на уроке?

- Что такое корень слова? Как найти корень в словах? Какие слова называются однокоренными?

 - Какие трудности у вас возникли на уроке? Или их не было?

-Какое задание было особенно интересно вам?

Продолжите предложение:

-Я хочу похвалить себя за то, что…..

-Мне удалось…..

-Я рад за….

 ИЛИ

-Проанализируйте свою деятельность на уроке и сделайте выбор (цветные сигналы).

Домашнее задание (по карточкам).

-Спасибо за работу на уроке!

-Да.

 

-Мы дружные ребята.

 

Анализируют учебную деятельность, выявляют причины, планируют дальнейшую учебную деятельность