Особенности организации внеурочной деятельности учащихся с ограниченными возможностями в развитии

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Бекк Алена Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ ПГО "СОШ№ 17", Полевской

Виндекер Галина Юрьевна, педагог-организатор, МБОУ ПГО "ЦРТ им.Н.Е.Бобровой", дворовый клуб "Сказ", Полевской 

Проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Социализация детей входящий в этот мир одна из основных педагогических проблем в работе с детьми. Ребенок с ЗПР с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми. 

Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость. 

Педагогическая практика в работе с детьми задержкой психического развития определила, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с ОВЗ необходимо проводить их социальную адаптацию в условиях интеграции в образовательном процессе: урочной и внеурочной деятельности. В своем докладе мы хотели бы подробно остановиться на особенностях организации внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ.

Внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. 

В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. 

Опираясь на главную цель внеурочной деятельности и на особенности социализации учащихся с задержкой психического развития в классе, в школе, в обществе нами были определены задачи внеурочной деятельности: 

1. Организовать внеурочную деятельность за пределами учебного учреждения с включением учащихся с ЗПР в неформальное общение с учащимися классов возрастной нормы.

2. Взаимодействие всех субъектов образования: учреждений дополнительного образования, культурно-исторических учреждений, детских библиотек.

Внеурочная деятельность в классах для детей с ОВЗ носит коррекционно-развивающую направленность: работа с учителем-логопедом, занятия с педагогом-психологом, занятия с педагогом-дефектологом, занятия с учителем физической культуры и ритмики. А также детям и родителям предлагаются занятия в учреждениях дополнительного образования.

Формы работы внеурочной деятельности индивидуальная и групповая(3-5 человек), фронтальная (весь класс).

Продолжительность индивидуальных занятий должна составлять 15-20мин., групповая и фронтальная 35-40 мин. с двумя динамическими паузами. Между занятиями для детей организуется 15 минутные спортивно-оздоровительные разгрузки и релаксации (прослушивание аудиозаписей, чтение учителем сказок и др.).

Дети данной категории быстро утомляются и теряют интерес (мотивацию) к любому виду деятельности, поэтому рекомендуется во время занятий кружковой и коррекционно-развивающей работы использовать и чередовать виды деятельности: игровую, трудовую, познавательную и др. с динамическими паузами и физминутками. Внеурочная деятельность проводится во второй половине дня.

Для успешной коррекционно-развивающей работы осуществляется социальное партнерство ОУ с учреждениями дополнительного образования дворовым клубом "Сказ" Центра развития творчества имени Н.Е. Бобровой. 

Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном в системе непрерывного инклюзивного образования, и направленно на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а так же на организацию их досуга. 

Дворовый клуб является местом, где дети и подростки могут провести свободное время после школы интересно и с пользой для себя.

Свою работу с данным классом мы строили по рабочей программе внеурочной деятельности (духовно – нравственная направленность) – "Мир загадок". Которая была составлена на основе авторской программе С. Гин "Мир загадок".

Занятия по выбранной нами программе развивает интеллектуально - творческий потенциал ребёнка. Помогает освоить множество технологических приёмов при работе с разнообразными материалами, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, помогает детям познать и развивать собственные способности и возможности.

Концептуальная идея программы - совместная деятельность детей с ЗПР и учащихся классов "нормы". Это возможность социализации через совместную творческую деятельность.

Была поставлена цель: 

- создание условий для творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования. 

Дети данного коррекционного класса посещают наш дворовый клуб уже четвёртый год. В первом классе они приходили каждый день. 

Три дня они находились у нас в клубе только своим коллективом, второй педагог (тьютер) занимался с ними проработкой сложных тем домашнего задания, индивидуально занимаясь с каждым. 

Педагоги клуба в это время проводили, игровые и познавательные мероприятия на развития памяти, внимания и речи.

Игры, викторины, спортивные соревнования помогли детям сплотиться в единый коллектив.

Мы намеренно вводили некоторые сложные задания для того, чтобы дети с ОВЗ, проиграв их, научились делать всё чётко и быстро. Дети с ОВЗ не всегда идут на контакт, для этого требуется много времени и немало усилий со стороны педагогов. Это важно помнить потому, что кроме задачи коррекции интеллектуального и творческого развития на данном этапе педагогами клуба решались два вопроса – диагностика и прогнозирование дальнейшего развития, а так же выявление лидеров и отстающих детей в этом классе.

Принцип интеграции очень важен для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как они в основном общаются только между собой. Важно было помочь им взаимодействовать на социально приемлемом уровне, поддерживать диалог, проявлять свои чувства и формулировать мысли, адекватно выражать себя. Этот принцип помогает учиться у других детей чему-то новому, что может заинтересовать ребенка с ОВЗ. Особенно это актуально в творчестве. Часто здоровые дети приходили на помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, когда у них возникают проблемы с выполнением какого-либо задания. Поэтому мы приглашали классы "нормы", и проводили совместно познавательно - развлекательные мероприятия, игровые программы, мастер классы. Дети класса " КРО " постепенно стали выполнять задания почти на равных с обычными детьми и чувствовать себя более уверенными и свободными, находя новых друзей из классов "нормы". 

Мы старались найти индивидуальный подход к каждому ребенку, поощряли за самый маленький успех, которого они добились, создавая тем самым "ситуацию успеха". 

В дальнейшем класс стал посещать объединения "Умелые руки" "Теннис", "Юный художник", "Театральные игры".

Дети активно и с удовольствием участвовали в школьных, городских и всероссийских конкурсах и выставках.

Перейдя в третий класс, школьная нагрузка увеличилась, добавились внеурочные мероприятия непосредственно в школе, и к нашему большому сожалению, класс в полном составе уже не мог посещать наш клуб. Некоторые ребята стали приходил к нам самостоятельно в удобное для них время. И здесь мы столкнулись с проблемой, с одной стороны хорошо, что дети приходили самостоятельно в клуб, с другой стороны мы уже не имели возможности дальше планомерно вести занятия и отслеживать результаты. Следовательно, для достижения положительных результатов, социальное взаимодействие необходимо начинать с первого класса. И планомерно продолжать в течение всего периода обучения в начальном звене школы.

В результате совместной работы ОУ и УДО в рамках внеурочной деятельности позволила добиться следующих результатов: это наглядно показывает мониторинг уровня сформированости личностных универсальных учебных действий, который проводится совместно с Галиной Юрьевной. (смотрите презентацию). Совокупность всех видов внеурочной деятельности (занятия коррекционно-развивающей области, школьные кружки и секции, социальное взаимодействие ОУ и дворового клуба) привела к положительной динамике образовательных достижений обучающихся: в первом полугодии 2016-2017 учебного года 3 ученика из специального (коррекционного) класса были переведены в общеобразовательный класс, где показывают стабильные положительные результаты освоения образовательной программы. 

Процесс социализации личности ребенка с ЗПР будет эффективным при условии социального взаимодействия ОУ и УДО во внеурочной деятельности, которая направлена на коррекцию психических процессов и развитие полноценной личности успешно социализирующей в современном обществе.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (presentation.ppt)Презентация2643 Кб