Возможности школьного психолого-медико-педагогического консилиума для организации инклюзивного обучения

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Афонина Наталья Александровна, зам. директора по УВР, МАОУ "Гимназия", Новоуральск 

Социальным запросом общества к современной школе становится создание равных условий для всех детей при получении образования. Инклюзивное образование предполагает организацию процесса обучения и воспитания таким образом, чтобы были учтены индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. Включение в образовательный процесс детей- инвалидов, детей с ОВЗ сопровождается изменением образовательных программ, совершенствованием материально-технической базы, созданием новых организационных форм внутри школы, позволяющих регулировать процесс обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Процесс создания внутри школы доступной среды для детей с особыми образовательными потребностями по сути дела начался совсем недавно. В нашей школе этот процесс начался с появления в ней ребенка-инвалида. 

С одной стороны, особых проблем с появлением такого ребенка не должно было появиться, так как ему было рекомендовано обучение по основной образовательной программе. Но, с другой стороны, необходимо было удовлетворить потребность ребенка в освоении программы на высоком уровне, создав для этого условия в соответствии с его физическими возможностями. 

И вот тут возникло противоречие между необходимостью обеспечения условий для освоения общеобразовательной программы на высоком уровне и недостаточностью возможностей существующих организационных форм школы для создания таких условий. 

Для разрешения данного противоречия необходимо было ввести новую организационную форму внутри школы, которая бы урегулировала правовые вопросы создания для ребенка, а впоследствии и для других детей тоже, индивидуального маршрута в рамках освоения основной образовательной программы. 

Такой формой стал внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум. Нормативной базой для создания консилиума стало письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03. 2000 № 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения", в котором были даны методические рекомендации о порядке создания и организации работы ПМПк образовательного учреждения.

Основным локальным актом, регулирующим деятельность ПМПк, стало "Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме", утвержденное приказом директора школы. 

На основании обследования ребенка специалистами консилиума, проведенного с письменного согласия законного представителя, и рекомендаций, прописанных в карте ИПРА, была разработана индивидуальная карта развития, позволяющая выстроить для учащегося, обучающегося по основной образовательной программе, индивидуальный маршрут, учитывающий особенности его здоровья. Эта индивидуальная карта также была представлена для рассмотрения законными представителями ребенка, и только после получения их письменного согласия началась работа по психолого-педагогическому сопровождению учащегося. 

Какие возможности появились у школы после создания ПМПк и разработки индивидуальных карт развития?

Прежде всего, это возможности совершенствования материально-технической базы. Основная задача школы - это создание безопасных условий для пребывания каждого ребенка в образовательном учреждении. Чтобы создать безопасные условия для ребенка-инвалида, необходимо соблюдать дополнительные требования СанПиНов. В частности, необходимо дополнительное оснащение спортивного зала яркими, хорошо видимыми предметами, на спортинвентаре (гимнастические палки, канаты и др.) должны присутствовать метки-ограничители, напольное покрытие и освещенность зала должны соответствовать современным требованиям безопасности.

Во-вторых, возможность привлечения к работе с ребенком и родителями специалистов территориальной психолого-медико-педагогической комиссии в рамках заключенного договора между ПМПк и ТПМПК при Новоуральской школе №2. В рамках данного взаимодействия родители получают своевременную информацию обо всех возможностях оказания ребенку помощи в соответствии с его индивидуальными особенностями, педагогам, работающим с ребенком, при необходимости оказывается методическая помощь специалистами ТПМПК. 

В-третьих, это возможность разработки и использования дистанционных форм обучения для детей с особыми образовательными потребностями. В нашей школе уже существует практика обучения детей через освоение предметных и межпредметных дистанционных курсов. Возникла потребность в обучении большего количества педагогов технологии создания дистанционных курсов, чтобы, в случае необходимости, обучение ребенка с особыми образовательными потребностями проводилось в дистанционном режиме.

В-четвертых, возможность согласованных действий педагогов школы по организации взаимодействия с ребенком и родителями. В рамках заседания консилиума были разработаны рекомендации для педагогов, классного руководителя, педагога-психолога для осуществления психолого-педагогического сопровождения.

В-пятых, изменение роли родителей в процессе обучения ребенка. В индивидуальной карте развития прописываются не только действия школы по обеспечению профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, но и даются рекомендации родителям по организации лечебно- оздоровительных мероприятий для ребенка во внеучебное время.  

Таким образом, школьный психолого-медико-педагогический консилиум на практике становится той организационной формой, которая помогает определить и обеспечить оптимальный уровень включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс.