Моделирование пространства как эффективное средство формирования оптико-пространственного гнозиса у дошкольников с нарушением зрения

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Володина Татьяна Владимировна, учитель-дефектолог, МАДОУ детский сад "Росинка, детский сад № 7, Новоуральск

Способность самостоятельно ориентироваться в окружающем пространстве во многом определяет успешность социальной адаптации детей с нарушением зрения. Нарушение зрительных функций приводит к искаженному восприятию пространства, снижению двигательной и познавательной активности детей, слабости предметно-практических действий. Недостаточность развития оптико-пространственных представлений оказывает влияние на формирование образов мышления и памяти, смысловой и лексико-грамматической стороны речи, а также становится одной из причин нарушения чтения и письма.

Для развития и коррекции пространственных представлений у детей с нарушением зрения существуют авторские системы обучения, а также практические пособия. Технология Е.Н. Подколзиной "Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения" содержит пять этапов обучения, которые учитывают последовательность и особенности формирования пространственных представлений в онтогенезе. Задачей первого и второго этапов является формирование представлений детей о своем теле, о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве. Задачей третьего этапа становится обучение анализу пространственных отношений между предметами; четвертого и пятого – моделирование предметно–пространственных отношений и использование схем и планов пространства.

Ориентировка в пространстве с использованием схем и планов является самым сложным для детей с нарушением зрения. Е.Н. Подколзина рекомендует вводить первые схемы и планы на втором году обучения. Работе над схемой предшествует обучение детей моделированию пространственных отношений между игрушками, реальными предметами и их заместителями. После отработки навыка моделирования следует работа над схемой (изображение пространства без предметов) и планом пространства (схема с изображенными на ней предметами). Занятия проводятся индивидуально или в подгруппе из 2-3 человек в игровой форме. На примере трех игр можно проследить этапы работы: переход от моделирования пространства к ориентировке по плану.

Игра "Кукла купила новую мебель" (для детей среднего возраста)

Цель: обучение моделированию предметно-пространственных отношений.

Оборудование: кукольная мебель, кукла, коробка ("кукольный домик").

Ход игры. Перед детьми коробка с невысокими стенками – комната куклы. Сначала дети обследуют коробку без мебели, выясняют, что в ней четыре стены, называют их. Правая и левая стенка коробки соответствуют правой и левой сторонам тела ребенка. Затем дети обследуют предметы мебели. Для создания игровой ситуации педагог говорит, что мебель привез медведь на грузовике. Детям необходимо не только рассмотреть мебель, но и ощупать, выделить детали, назвать форму. Затем дети размещают мебель в "комнате". Все действия педагог сопровождает речевыми пояснениями, вовлекая в это детей: "Стол поставим около окна", "Стул поместим в угол". На следующих занятиях дети сами проговаривают, что и где ставят. Когда вся мебель расставлена, дети играют с куклой.

Примечание. Игра проводится несколько раз с различным расположением мебели, с увеличением количества предметов. Одним из вариантов может быть игра "Что изменилось у куклы в комнате": педагог меняет местами 2 предмета. На других занятиях вместо мебели используются предметы–заместители (детали строительного материала). Расставлять предметы–заместители дети могут по образцу, по словесной инструкции или самостоятельно. По ходу игры педагог задает детям вопросы: "У какой стены стоит шкаф?", "С какой стороны от шкафа стоит диван?"


Игра "Расставь мебель для куклы по плану" (для детей среднего и старшего возраста)

Цель: обучение ориентировке в пространстве с помощью плана.

Оборудование: комната куклы; план кукольной комнаты.

Ход игры. Педагог говорит детям: "Кукла прислала нам план своей комнаты и просит расставить мебель". Дети рассматривают план комнаты, соотносят изображения на плане с реальными предметами мебели, сравнивают предмет и геометрическую фигуру, которой этот предмет обозначен на плане. Вместе с педагогом называют расположение предметов на плане. Затем расставляют мебель, обговаривая свои действия: "Стул поставлю около двери", "Стол будет стоять около окна", "Шкаф поставлю у правой стены".

Примечание: на следующем занятии педагог предлагает детям самим составить план комнаты для куклы.


Игра "Найди сюрприз" (для детей подготовительной группы)

Цель: обучение ориентировке в закрытом пространстве с помощью плана.

Оборудование: план группового помещения; схема движения.

Ход игры. Дети рассматривают план группы, соотносят изображения с реальными предметами; рассказывают, где какой предмет находится; отмечают на плане свое расположение: "Кресло стоит у левой стены, около стола", "Шкафы с игрушками вдоль правой стены", "Мы находимся в центре группы".
Педагог говорит детям, что приготовил для них сюрприз, отмечает его место на плане значком и предлагает стрелками обозначить до него путь. Можно придумывать разные схемы движения. Дети выкладывают свой путь стрелками и рассказывают, как будут идти до обозначенного места: "Пойду вперед до доски и поверну направо", "Сначала пойду вправо до стола и поверну налево".

Примечание: на других занятиях педагог предлагает детям самим расположить изображения предметов на плане; найти ошибку в плане; придумать самый длинный и самый короткий путь и т.д.
Таким образом, использование специально организованных игр в работе над формированием пространственных представлений способствует развитию у детей с нарушением зрения более точного анализа окружающего пространства, активности и уверенности в его освоении; а также формированию познавательной деятельности и готовности к школьному обучению.

Литература

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под ред. Л.И. Плаксиной. М. 2003.
  2. Методическое пособие - Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. Е.Н. Подколзина. М. 2009.
  3. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. Плаксина Л.И. М.: Город, 1998.
  4. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации. Дружинина Л.А. Челябинск: АЛИМ, 2008.