Опыт реализации проекта "Особый ребенок" в условиях ДОУ комбинированного вида

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Николашина Ирина Викторовна, заведующий, МАДОУ ПГО "Детский сад № 65", Полевской

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

Наиболее адекватными условиями для проведения эффективной интеграции детей с ОВЗ располагают комбинированные образовательные учреждения, так как:

  • дети с особыми потребностями могут воспитываться в группе компенсирующей направленности, в комбинированной группе;
  • учреждение комбинированного вида может реализовать все основные модели интеграции: постоянную, временную, частичную.

МАДОУ ПГО "Детский сад № 65" имеет статус детского сада комбинированного вида. В детском саду функционируют десять групп оздоровительной направленности, и 1 группа компенсирующей направленности "Особый ребенок". Ранее группа формировалась как группа для детей ДЦП, затем учитывая потребности родителей Полевского ГО был расширен охват детей с различными нарушениями.

В целях создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции познавательно-личностных особенностей детей, создания условий для разработки и реализации модели инклюзивного образования детей с разными возможностями, включения детей с разными нарушениями в образовательное пространство нами был реализован проект "Особый ребенок" с 2014 по 2018гг.

В МАДОУ ПГО "Детский сад № 65" группы оздоровительной направленности посещают 2 ребенка-инвалида и 8 детей с ОВЗ, в условиях полной инклюзии воспитываются дети с ЗПР, ТНР, умственной отсталостью легкой степени, слабослышащие с кохлеарным имплантатом, где они имеют возможность развиваться и обучаться совместно со сверстниками в условиях нормативной среды. Для детей-инвалидов разработаны индивидуальные маршруты сопровождения с учетом индивидуальной программы реабилитации, и адаптированные программы для ребенка с ОВЗ.

Группу компенсирующей направленности посещает 9 детей-инвалидов, у 7 детей установлен статус ребенка с ОВЗ; имеют нарушения интеллектуальной сферы 9 детей, нарушения ОДА 5 детей, нарушения речи 2 ребенка, иные нарушения 1 ребенок, у 2 детей сочетанные дефекты.

В группе "Особый ребенок осуществляется работа в следующих направлениях: социально-эмоциональное развитие (щадящее, постепенное вхождение ребенка в коллектив сверстников); формирование общения, развитие речи, учитывая последовательность формирования средств общения; развитие крупной (общей) моторики и пространственной ориентировки; развитие мелкой (тонкой) моторики и зрительно-двигательной координации (следующая ступень двигательного развития); развитие познавательной деятельности; развитие навыков самообслуживания (является приоритетным у детей со сложной структурой дефекта).

Для реализации проекта "Особый ребенок" в МАДОУ были созданы условия инклюзивного образования. Решались организационные вопросы включения ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида в образовательную среду ДОУ: определение вида инклюзии ребенка с ОВЗ; построение организационной модели инклюзивного образования и медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, медицинского обслуживания, питания, рассматривались вопросы сетевого взаимодействия для определения наиболее эффективных подходов, методов и технологий обучения ребенка и работы с семьей. Внесены изменения в положение о группах оздоровительной направленности в части решения организационных вопросов инклюзивного включения детей с ОВЗ и детей –инвалидов; изменения в положение о группе компенсирующей направленности с учетом современных требований законодательства, особенностей комплектования группы и потребностей контингента детей. Скорректированы должностные инструкции специалистов и педагогов, внесены изменения в договоры с родителями.

Разработаны адаптированные образовательные программы в зависимости от имеющихся нарушений детей.

Осуществлялся учет особенностей каждого ребенка, индивидуальный подход к организации образовательного и коррекционно-педагогического процесса. Разработаны и внедрены специальные методы и технологии работы с детьми с ОВЗ: технологии работы с кинетическим песком, сенсорными панелями, песочная терапия, Эбру, ИКТ-технологии.

Опираясь на рекомендации ТОПМПК и образовательные потребности детей в штатное расписание введена ставка учителя-дефектолога.

Учитывая, затруднения воспитателей в реализации инклюзивной практики, работы с семьями имеющими детей с ОВЗ и детей-инвалидов, организовывали деятельность с педагогами направленную на освоение специальных коррекционных и инклюзивных технологий обучения конференции, тренинги, мастер-классы.

В МАДОУ организованы специальные кабинеты: учителя-дефектолога; учителя-логопеда; сенсорная комната, кабинет физиотерапевтических процедур; кабинет массажа и парафинолечения. Приобретено техническое и вспомогательное оснащение с учетом нарушений развития детей: ходунки, коляски для детей с ДЦП, стульчики для кормления и индивидуальных занятий ребенка с ДЦП. Предметно-пространственная среда насыщается специальными средствами обучения: материалы авторских методик М. Монтесори, Воскобовича, Фребеля, Дьенеша, Кюизинера.

При организации работы с семьей при реализации проекта "Особый ребенок" мы столкнулись с такими проблемами, как разная степень информированности и готовности родителей к сотрудничеству с педагогами в рамках инклюзивного образовательного пространства, фактическое отсутствие единой системы поддержки семьи. По результатам социологического опроса родители детей с ОВЗ, посещающих ДОУ подчеркивают преимущества воспитания детей с ОВЗ в детском саду 100% респондентов. 48% родителей (11 чел) хотят иметь свободное время в том числе для возможности трудоустройства, 52% родителей заинтересованы в развитии своего ребенка и подготовке его к школе, приоритет в развитии качеств родители отдают умению общаться и самостоятельности.

Для решения этих проблем были определены следующие направления работы с семьей: подготовка к инклюзии ребенка с ОВЗ; обучение способам взаимодействия с ребенком с использованием технологии "Портфолио", через проведение мастер-классов, совместных мероприятий детей с родителями, участие родителей в качестве тьютора своего ребенка, включение в разработку АОП, поддержка и консультирование на всех этапах инклюзивного образования, подготовка к осознанному выбору образовательного маршрута.

Эффективность выбранной модели создания условий подтверждается результатами реализации проекта "Особый ребенок" в условиях ДОУ комбинированного вида(с 2014 по 2017гг) с позиции детей, родителей, педагогов, что подтверждается данными мониторинга проводимого в форме наблюдения, опроса, анкетирования.

С позиции детей это положительная динамика в развитии (особенно в развитии социальных(улучшение 58%), коммуникативных навыков (улучшение 30%), дети с ОВЗ и дети-инвалиды адаптированы и приняты детской группой, с
желанием посещают образовательное учреждение, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.

За период реализации проекта "Особый ребенок" выпущено 11 детей-инвалидов и 12 детей с ОВЗ. Продолжают обучение в специализированном учреждении 8 детей, 8 воспитанников осваивают программу следующего уровня образования в классах коррекции, 7 детей в среде нормативных сверстников.

Родители детей с ОВЗ полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей, включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка, участвуют в создании и пополнении коррекционно-развивающей среды, в наблюдении и оценке образовательных и социальных достижений детей, включены в определение динамики развития своего ребенка.

Педагоги и специалисты реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов, АОП (программы развития ДОУ), занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье "особого ребенка", действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы.