Опыт внедрения в процесс логопедического сопровождения семей воспитанников с ТНР развивающей познавательно-коммуникативной технологии "Игротека для детей и родителей"

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Завалишина Светлана Павловна, воспитатель, Набокова Елена Николаевна, учитель-логопед, МАДОУ д/с "Росинка", д/с№6, Новоуральск

"Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребёнка. Влияние семьи на развитие личности ребёнка доказано не только многочисленными исследованиями в области дошкольной педагогики и психологии, но и самой жизнью", - Н.Л. Анисимова

В настоящее время проблема взаимодействия педагогов с семьями воспитанников группы компенсирующей направленности для детей, имеющих недоразвитие речи, является актуальной. ФГОС дошкольного образования определяет условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи [2].

В статье 44 ФЗ "Об образовании в РФ" закреплено преимущественное право родителей (законных представителей) на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами [3].

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования ставит перед педагогами цели и задачи партнёрства с родителями (законными представителями) [1].

Одно из условий оптимизации логопедического сопровождения семей воспитанников с ТНР, создающее условия для социализации ребенка, имеющего речевые нарушения - сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать возможности ребёнка и создавать условия для его развития.

Л.С. Выготский отмечал, что "в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно".  Таким образом, родителям воспитанников необходимо создавать условия для общения, взаимодействия с ребёнком.

Игротека – одна из форм взаимодействия педагогов, родителей и детей, в процессе которой родители и педагоги выступают в роли ассистентов, помощников в организации различных видов деятельности с детьми; в роли экспертов: родители и педагоги видят возникшие у ребёнка трудности при выполнении игровых заданий; в роли консультантов: педагоги консультируют родителей по вопросам преодоления возникших у ребёнка трудностей.

I этап. Определение "проблемных точек" в развитии воспитанников группы
По результатам диагностики детей группы на начало учебного года у 100% воспитанников уровень развития речи ниже среднего; у 46% детей группы уровень сформированности психических процессов не соответствовал возрастной норме; у всех детей отмечался недостаточный уровень развития общей и мелкой моторики. По результатам наблюдения за детьми все воспитанники группы проявляли стойкий интерес к конструированию.

В связи с этим были определены следующие приоритетные направления деятельности с воспитанниками: развитие общей и мелкой моторики; развитие пространственной ориентировки; развитие психических процессов; развитие фонематических процессов; обогащение активного словаря; развитие диалогической и монологической речи; развитие навыков конструирования.

Тематика "Игротеки для детей и родителей" определяется педагогами в соответствии с календарём праздников и памятных дат.

II этап. Подбор игр, игровых приёмов, направленных на познавательно-речевое развитие воспитанников группы

За неделю до проведения игротеки педагоги группы информируют родителей о предстоящей деятельности с детьми и предлагают выбрать наиболее удобное время для участия в мероприятии. В результате определяются подгруппы семей, которые в одно и то же время будут принимать участие в игротеке.

"Игротека для детей и родителей" организуется в форме путешествия по станциям.

  1. Станция "Ручная умелость". Участникам предлагается выложить из ниток на бархатной бумаге цифры даты праздника, которому посвящена игротека. Этот вид деятельности способствует развитию зрительного восприятия, зрительно-моторной координации и формированию мелкой моторики рук. Родители читают детям рассказ о празднике, обогащая знания и представления детей.
  2. На станции "Собери картинку" создаются условия для развития у дошкольников с ТНР целостного восприятия предмета и осознания отдельных частей в этом предмете. Родители предлагают детям назвать предметные картинки, подобранные педагогами в соответствии с тематикой игротеки, а впоследствии выбрать и собрать из 5-7 частей одну картинку в зависимости от возможностей ребёнка; назвать части предметов, изображённых на картинках, развивая активный словарь ребёнка.
  3. На станции "Видеотека" дети с родителями смотрят видеоролик, связанный с темой игротеки. Педагогами формулируются задания, которые необходимо выполнить после просмотра видеоролика, направленные на обогащение словаря и формирование фонематических процессов. Кроме этого, можно предложить задания, направленные на закрепление, совершенствование двигательных умений посредством выполнения движений под музыку видеоролика.
  4. На станции "Конструкторское бюро" детям и родителям предлагается построить модель предмета, связанного с тематикой игротеки, по образцу. При этом решаются задачи познавательного характера: развивать умение самостоятельно анализировать образец, подбирать нужные детали, определять назначение частей предметов и их пространственное расположение.
  5. "Разговор у картины" создаёт условия для формирования у детей умения понимать содержание картины, грамматически правильно отвечая на вопросы взрослого; развивает зрительное восприятие, мышление, воображение старшего дошкольника.
  6. На станции "Поздравительная" участникам игротеки создаются условия для формирования позитивной коммуникации, развития словесно-логического мышления и памяти путём поздравления родных людей с праздником, которому посвящена игротека.

Путешествуя по группе, взаимодействуя, дети и родители выполняют предложенные педагогами игровые задания. Если у родителей возникают вопросы, педагоги оказывают консультативную помощь родителям с целью создания условий для успешного выполнения ребёнком заданий.

Таким образом, "Игротека для детей и родителей" является деятельностно-развивающей познавательно-коммуникативной игровой технологией, позволяющей не только организовать единое пространство познавательно-речевого развития ребёнка с целью формирования компетентности родителей, но и способствующей формированию широкого спектра личностных качеств воспитанников.

Список используемых источников

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования./ www.firo.ru
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Издательский Дом "Ажур". 2014.
  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"/ минобрнауки.рф.