Поддержка игровых ситуаций как условие позитивной социализации детей с задержкой психического развития

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Пугина Ольга Анатольевна, воспитатель группы компенсирующей направленности, МАДОУ "Гармония", д/с №49 "Дом радости, Новоуральск

"Игра – первая школа общественного воспитания ребенка, арифметика социальных отношений", - Л. С. Выготский

В детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое "Я" среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

В системе образования отмечается тенденция к изменению традиционного, авторитарного обучения и воспитания в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному. Согласно приказу Минобрнауки России от 17.10.2013 г. N1155 принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет одним из основных направлений работы педагога игру (п.1.4.4, п.2.7, п.3.2.5.2, п.3.2.5.4, п.3.3.4) с целью позитивной социализации детей дошкольного возраста (п.2.3,п.2.4), в том числе с особыми образовательными потребностями.

Именно в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социализации, т. е. учебной и трудовой деятельности, успешность его отношений с людьми.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из главных выделено социально – коммуникативное развитие дошкольников, целью которого является создание условий для позитивной социализации и развития инициативы детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Содержание социально – коммуникативного развития направлено на:

  • поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
  • развитие готовности и способности к совместным играм со сверстниками;
  • формирование межличностных отношений;
  • развитие общения и адекватного взаимодействия со взрослыми сверстниками;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Дошкольный возраст – период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также через игровое и реальное взаимодействие со сверстниками. 

Ребенок с задержкой психического развития с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия и имеет особенности развития игровой деятельности:

  • преобладает игра "рядом";
  • ярко выражена предметно-манипулятивная деятельность;
  • отсутствует игровой замысел;
  • дети мало общаются между собой в игре (неразвитость коммуникативных навыков), детские объединения неустойчивы;
  • часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается;
  • наблюдаются, так называемые процессуальные действия, когда ребенок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс (катает машинку в одном и том же положении, сопровождая действия громким "рычанием мотора"; кормит куклу и т.д.);
  • игровые правила детьми усваиваются трудно и длительно.

Для развития игровой деятельности, различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с задержкой психического развития, овладения ими коммуникативными умениями и навыками необходимы:

  1. педагогическое сопровождение с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;
  2. изменяющаяся предметно-игровая среда в группе, в создании которой дети принимают непосредственное участие (изготовление самодельных игровых полей, тематических игровых макетов, атрибутов для сюжетных игр и обыгрывания построек, индивидуальных игровых маркеров; а также наличие в группе индивидуальных игровых полей, мобильных платформ различного размера, многофункциональных ширм и раскладушек, и т.д.);
  3.  накопление положительного социального опыта (в семье и ближайшем окружении).

Что же может способствовать решению непростых задач социально-коммуникативного развития детей, в том числе с особыми образовательными потребностями? Технология развития игры Е. Е. Кравцовой отвечает современным требованиям и помогает детям раскрыться, освоить элементарные "законы" игры.

Педагог, как партнер по игре, должен:

  • играть на уровне детей, мягко направляя ребенка в роли, а не "раздавать" прямые инструкции;
  • продумывать игровые провокации, т.е. наличие "технологического кармана";
  • ориентироваться на особенности развития каждого ребенка, вести игру на опережение;
  • не добиваться "правильной схемы игры", а через игровые ситуации "продвигать" игру вперед;
  • в случае необходимости оказывать не директивную помощь.

Процесс социализации детей дошкольного возраста является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004