Практические приемы и способы формирования навыков коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Зыкова Ксения Олеговна, учитель-дефектолог, МАДОУ ПГО "Детский сад №65", Полевской 

Ведущим направлением в системе психолого-педагогической коррекции детей с аутизмом является формирование их коммуникативных навыков. В специальной литературе методы и приемы коррекции коммуникативных нарушений, чаще всего, описываются неполно, фрагментарно. В ряде случаев, методики, предложенные авторами, рассчитаны на проведение коррекционной работы только с отдельными категориями аутичных детей или направлены на формирование ограниченной группы коммуникативных навыков. Столкнувшись с такими особенностями в нашем дошкольном учреждении, мы решили разработать комплекс упражнений, которые бы помогли нам в общении с детьми с РАС. Если раньше в нашей практике в группе "Особый ребенок" мы наблюдали 1-2 ребенка с аутизмом, то с каждым годом количество детей с такими расстройствами увеличивается. При написании комплекса упражнений - мы столкнулись с проблемой, трудно найти полное описание системы психолого-педагогической коррекции с детально разработанными практическими рекомендациями для таких детей.

В своей статье мы бы хотели поделиться некоторыми практическими приемами и способами формирования навыков коммуникации, которые помогли нам найти контакт с каждым ребенком с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Во время поступления ребенка в ДОУ с такими расстройствами, ему очень сложно найти контакт с окружающими и поэтому мы должны формировать у него базовые коммуникативные функции, к ним относятся:

  • умение выражать просьбы/требования с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации;
  • проявление социальной ответной реакции: реакции на имя, умение выразить отказ, ответить на приветствие, дать утвердительный ответ, согласиться, отвечать на личные вопросы и комментарии других людей;
  • формирование навыков комментирования и сообщения информации: умение дать комментарий в ответ на неожиданное событие, называть окружающие предметы, близких людей, персонажей из детских книг, мультфильмов;
  • умение использовать притяжательное местоимение "мой" для обозначения собственности, описывать действия, местонахождение, свойства и качества объектов, а также более сложные навыки – описание прошедших и будущих событий;
  • формирование навыка запроса информации: умение привлечь внимание другого человека, задавать вопросы с целью получения интересующей информации.

Наиболее эффективные приемы и способы формирования навыков коммуникации, представлены в виде практических упражнений, заданий и игровых ситуаций.

Просьба о повторении действия. Цель: формирование умения попросить повторения действия, добавки. Стимульный материал: юла.

Поиграйте с ребенком в юлу. Каждый раз, перед тем как завести юлу, произнесите "еще", либо "заведи еще". Когда ребенок привык к ходу игры, положите свою руку на ручку юлы, но не заводите ее. Смотрите на ребенка и ждите, когда он попросит повторить действие. Если ребенок затрудняется самостоятельно выразить просьбу о повторении игрового действия, дайте ему подсказку. Когда ребенок произнёс "еще", сразу же выполните его просьбу, поощряя высказывание. Повторите данную игру несколько раз, уменьшая количество подсказок. Для автоматизации данного навыка используйте большое количество аналогичных ситуаций.

Применение этого приема в течение полутора лет мы увидели динамику у 75% детей (3 человека), у одного ребенка динамика не была замечена.

Требование предмета/игрушки. Цель: формирование умения попросить предмет/игрушку. Стимульный материал: шарик (любой интересующий ребенка предмет). Надуйте шарик и держите его в руках, не передавая ребенку. Смотрите на него и ждите, когда он выразит просьбу. Если ребенок затрудняется, дайте ему подсказку: "дай шарик", "кидай шарик". Когда ребенок выразит просьбу, сразу же отдайте шарик, поощряя его коммуникативное высказывание. Повторяйте аналогичное упражнение большое количество раз с различными предметами, уменьшая количество подсказок.

Из наблюдения специалистов и педагогов мы увидели положительную динами у 100% детей.

Просьба о помощи. Цель: формирование умения попросить о помощи. Стимульный материал: банка с конфетами. Дайте ребенку плотно закрытую банку с его любимыми конфетами. Когда ребенок сделал несколько неудачных попыток самостоятельно открыть банку, протяните руки ладонями вверх так, чтобы ребенок передал вам коробку, и дайте ему подсказку: "помоги", "помоги открыть". Когда ребенок выразит просьбу, сразу же откройте ее и отдайте обратно. Повторяйте аналогичные упражнения много раз, уменьшая подсказки.

С этим упражнение справились 50% детей, 25% детей для правильного выполнения этого упражнения, нуждаются в подсказке педагога, а 25% так и не смогли овладеть этим навыком.

Ответ на приветствия других людей Цель: формирование умения выразить приветствие. Стимульный материал: отсутствует. Каждый раз перед началом занятия приветливо здоровайтесь с ребенком, называя его по имени (например, "Здравствуй, Егор", "Привет, Егор"), и протягивайте ему руку для рукопожатия или поднимайте ее вверх так, чтобы ладонь была обращена в сторону ребенка (для хлопка). Если он не реагирует либо повторяет за Вами, подскажите ему: "Здравствуйте, (имя педагога)". Здоровайтесь с ребенком при каждой встрече, сокращая подсказку.

При проведении занятий в подгруппе помогите детям взяться за руки и образовать круг. Веселым голосом нараспев произнесите "здра-вствуй-те" и подождите их реакции. Если дети не отвечают, подскажите – начните произносить приветствие и дайте им возможность завершить его: "Здра-…- вствуй-те". Продолжайте это упражнение каждое занятие.

Динамику после этого упражнения мы увидели у 50% детей, а из 50% оставшихся одному ребенку, для выполнения этого упражнения, всегда нужна подсказка педагога, а у другого динамика прослеживалась в виде проявления положительных эмоций на лице: при виде педагога ребенок улыбается и идет обниматься.

Отказ от предложенного предмета/деятельности. Цель: формирование умения выразить отказ. Стимульный материал: любой предмет, вид деятельности, вызывающий негативную реакцию ребенка. Предложите ребенку тот вид деятельности (предмет), к которому он относится отрицательно. Например, покажите на коробку с кубиками или на пиктограмму с изображением кубиков и предложите, называя ребенка по имени: "…давай поиграем в кубики". Если ребенок затрудняется выразить отказ адекватным способом (например, молчит или проявляет вспышку дезадаптивного поведения), дайте ему подсказку: "нет", "не хочу", "не хочу играть в кубики" и т.д. Усиливайте значение высказывания с помощью интонации недовольства, жестов (отрицательного покачивания головой). Когда ребенок выразит отказ, сразу же уберите кубики, вознаграждая коммуникативное высказывание. Повторяйте аналогичные упражнения много раз, пока ребенок не сможет самостоятельно выражать отказ адекватным способом.

Динамика при выполнении этого упражнения была отмечена 50% детей, остальные 50% проявляют умение выразить отказа только с помощью подсказки педагога.

Применение этих приемов в течение полутора лет позволило нам проследить положительную динамику у половины воспитанников с таким диагнозом, как расстройства аутистического спектра, в нашем ДОУ.