Использование инновационных технологий в коррекции речевых и неречевых процессов при формировании связной речи обучающихся с ОВЗ

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Власова Нина Васильевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Североуральская ШИ", Североуральск

Учителя-логопеды находятся в постоянном поиске новых методов, приёмов и форм эффективного коррекционного обучения на логопедических занятиях. Расстройства речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью носят стойкий характер, сохраняясь вплоть до старших классов, и устраняются с большим трудом; это недостаточный словарный запас, односложная фраза, нарушение грамматического строя речи, плохая дикция. Обучающиеся затрудняются построить рассказ по серии сюжетных картинок или на заданную тему, с трудом запоминают четверостишия, так как плохо владеют методами запоминания. Все это приводит к отрицательным эмоциям, быстрой утомляемости, снижению работоспособности, а в дальнейшем у них пропадает интерес и к самой учебной деятельности.

Поэтому наряду с традиционными приемами в логопедической работе вполне обоснованно использование современных, оригинальных и творческих методик. Для меня уникальными стали некоторые приемы мнемотехники и использования наглядного моделирования (бельевых прищепок разного размера и цвета), применение на практике элементов творческих видов деятельности, так как у всех детей есть потребность рисовать. Эти виды работ пробудили у детей с речевой патологией интерес к логопедическим занятиям, увлекали их, раскрепощали и превращали обучение в любимый вид деятельности – ИГРУ, один из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных умений.

Коррекционно-логопедический процесс стал наиболее интересным, значительно повысил мотивационную готовность к занятиям, когда я начинала их с игры прищепками. Заранее спланированные, разнообразные ситуации определяют обучающимся мотивацию речи, создают необходимость высказываний, в результате они с удовольствием манипулируют прищепками, которые в их руках превращаются в жуков, бабочек, ежиков. По структуре все просто, но необычно для ребят, и к тому же устанавливается эмоциональный контакт. Со временем определились по данному направлению этапы логопедической работы, сложился алгоритм операций по повышению уровня коммуникативных умений, связной устной речи и речевой активности учащихся. При самостоятельном выполнении ими всевозможных модулей (образцы для подражания берутся из книг серии "Сделай сам"; "Удивительные прищепки", "Веселый мир прищепок"), одновременно ведется работа по оречевлению производимых действий и по овладению знаниями, умениям и навыками, необходимыми в обыденной жизни.

Никто не оспорит того, что дети быстрей усваивают учебный материал, если он представлен в виде таблиц, схем, символов или силуэтов знакомых предметов. Действенным способом обучения связной речи и заучивания стихов в настоящее время для меня стали приемы мнемотехники. Особенность методики мнемотехники - применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Схематически изображенные символы предметов помогают активизировать мыслительные процессы, улучшают память, развивают образное мышление, зрительное восприятие и таким образом способствуют запоминанию стихотворения. Изготовление мнемотаблиц не вызывает трудностей, не требует художественных способностей и позволяет нарисовать все, что мне необходимо для заучивания стихотворения или составления связного рассказа. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. За время работы с детьми была создана серия мнемотаблиц на известные детские стихи различной тематики. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Постепенно память детей укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают большие по объёму тексты намного лучше, легче и эмоциональнее. Разучивание стало для детей делом весёлым и развлекательным, содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым, а разнообразные манипуляции с прищепками пополнили этот процесс еще и элементами театрализации.

Изображая, рисуя, конструируя, ребенок не столько создает новое произведение, сколько выражает свое состояние. Это и есть необходимый и специфический способ познания мира, начало развития творческого воображения, располагающий к общению и позволяющий детям испытывать чувство успеха. Наиболее приемлемыми в использовании элементов творческих видов деятельности оказались:

  • аналогия - отражение образа похожего на реально существующий предмет в природе;
  • акцентирование - заострение образа на какой-либо черте или детали, например зарисовка из жанра загадок, "Расписное коромысло через речку повисло", здесь особо подчеркивается форма и цвет предмета-радуги;
  • типизация - процесс разложения или соединения, в результате получается зримый образ, какой-то персонаж.

Разнообразное общение с учащимися через применение в работе элементов творческих видов деятельности помогает ребятам раскрыться, формирует устойчивую мотивацию к общению и дает возможность ребенку испытывать комфорт в работе.

Уровень развития устной речи может быть существенно повышен, если коррекционную работу дополнить выступлениями обучающихся с нарушением интеллекта на открытых логопедических занятиях, затем в классе перед товарищами, а позднее в общешкольных утренниках, праздниках, конкурсах чтецов. Такой речевой опыт является отличной профилактикой речевых расстройств, помогает в достижении необходимой степени социальной адаптации, а самое главное - изжить чувство неполноценности, неуверенности. Можно с уверенностью сказать, что применение на практике перечисленных современных образовательных технологий дает позитивную динамику в развитии связной речи моих воспитанников.

  • 00001
  • 00002
  • 00003