Использование образовательных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Тронина Светлана Петровна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Письменная и устная речь - это две формы речевой функции. И та и другая - основное средство общения в человеческом обществе. Устная речь формируется первой, а письменная - надстройка над уже созревшей устной речью - использует все ее готовые механизмы. У обучающихся с ОВЗ к моменту поступления в школу недостаточно сформированы основные компоненты языковой системы, это создает трудности при овладении детьми грамотой и приводит к нарушениям чтения и письма.

Особенности развития обучающихся с ОВЗ вызывают необходимость создания особых педагогических условий, применения системной логопедической работы по развитию устной речи и всех ее сторон как основную предпосылку для успешного формирования письменной речи и усвоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

В логопедической практике широко используются разнообразные традиционные и нетрадиционные методы и приёмы для оптимизации коррекционной работы, применяются различные адаптированные технологии, эффективность которых определяется практикой.

При формировании фонетической стороны речи наиболее эффективной является логопедическая ритмика, одна из значимых здоровьесберегающих технологий, успешно формирующая компоненты фонетической стороны речи: дыхание, голос, артикуляционную моторику.

Работу по формированию дыхания проводим в определенной последовательности:

  • На начальном этапе формируем диафрагмальное дыхание. В настоящее время большой выбор методик по развитию диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Мы используем методику, предложенную Светланой Михайловной Томилиной.
  • Далее проводим работу по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха, эти упражнения создают необходимые условия для развития фонационного дыхания.
  • Затем отрабатываем продолжительный плавный речевой выдох. Детям предлагается произнести речевой материал на одном выдохе. Удлинение выдоха осуществляется приемом наращивания слогов, увеличения числа слов, произносимых на выдохе, постепенного распространения фразы. При этом учитываются физиологические возможности обучающихся.

Для развития голоса используем пропевание звуков и слогов по методике Тамары Никифоровны Новиковой-Иванцовой. Сначала пропеваются изолированно гласные звуки, затем гласные и согласные в прямых слогах, обратных, это формирует высоту и силу голоса, а также ритмико-мелодико-интонационную основу языка, способствует четкой артикуляции, предупреждает появление ошибок при письме и чтении.

Основным видом упражнений при формировании фонетической стороны речи является артикуляционная гимнастика. У младших школьников при ежедневном проведении гимнастики очень быстро снижается интерес к этому виду деятельности, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому мы обратились к артикуляционной гимнастике с биоэнергопластикой. Проведение такой гимнастики под музыку помогает поддерживать эмоциональный настрой обучающихся, повышает мотивационную готовность детей к занятиям, развивает и укрепляет мышцы артикуляционного аппарата. Совместные движения кистей рук и языка или губ усиливают импульсы, идущие к коре головного мозга от языка, это позволяет значительно быстрее сформировать кинестетические ощущения положения органов артикуляции, что в свою очередь повышает эффективность логопедической работы по постановке, автоматизации и введению звуков в речь.

В тесной связи с коррекцией фонетической стороны речи проводится работа по развитию фонематической стороны речи.

Достижению высоких результатов на этом этапе способствует применение информационно-коммуникационных технологий. Используемые программные комплексы "Дельфа-142.1", «Учимся говорить правильно» формируют фонематические представления. Дети учатся различать звуки окружающего мира, живой и неживой природы, дифференцировать в речи звуки близкие по акустико-артикуляционным признакам, определять место звука в слове. Это формирует языковой анализ и синтез, развивает слуховое внимание и восприятие, предупреждает появление ошибок в письменной речи.

В системе логопедической работы по формированию лексико-грамматического компонента речи параллельно с традиционными методами используем технологию развития критического мышления - прием "синквейн".

Темами синквейна служат изучаемые лексические темы.

В ходе работы дети знакомятся с произведениями художественной литературы по изучаемым темам, малыми формами фольклора, музыкальными произведениями, наблюдают явления антонимии, синонимии, многозначности, омонимии, принимают участие в речевых играх. Используя слова и фразы, входящие в состав синквейна, составляют описательные загадки, краткие рассказы. В результате у обучающихся обогащается и активизируется словарный запас, уточняется значение слов, расширяется семантическое поле слова, развиваются умения и навыки в грамматическом структурировании предложений. При работе над синквейном мы решаем не только задачи речевого развития, но и развиваем творческий потенциал, формируем универсальные учебные действия.

Следующим важным направлением логопедической работы является формирование связной речи. На данном этапе параллельно с системой работы по обучению детей составлению пересказов, устных рассказов используем технологию проектной деятельности.

К работе над проектом привлекаются все участники образовательного процесса: родители, педагоги, дети. Тема проекта предлагается логопедом и обсуждается с родителями на собрании. Далее ведется работа по подбору материала. Затем обучающиеся оформляют свои проекты в виде презентации и представляют их перед одноклассниками, родителями и учителями. В процессе работы над проектом у обучающихся обогащается словарный запас, развиваются умения и навыки в программировании высказывания, подбора языковых средств для построения связного высказывания, совершенствуется грамматическое оформление связной речи, формируются коммуникативные навыки.

Таким образом, создавая условия для активной мыслительной деятельности, мы приближаем детей к планируемому результату: к чистой, красивой и правильной речи.

  • 00001
  • 00002
  • 00003