Коррекция речи дошкольников с ТНР через игровую технологию

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Румянцева Марина Ефимовна, учитель-логопед, МАДОУ д/с "Страна чудес" д/с № 37 "Лесная сказка", Новоуральск

Специальную группу для детей с речевой патологией в старшем дошкольном возрасте посещают в основном дети с заключением "общее недоразвитие речи" 2 и 3 уровня, при которых отмечается смешение падежных окончаний, многочисленные ошибки в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, в употреблении числа и рода глаголов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Обнаруживаются трудности практического словообразования: относительных и притяжательных прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательной формы.

Большую сложность для дошкольников 5-7 лет представляет согласование числительных с существительными. Эти достаточно трудно усваиваемые понятия отрабатываются повседневно и в ходе различных режимных мероприятий, и в специально организованной деятельности. Замедленное речевое развитие, трудности в овладении словарным запасом и грамстроем в совокупности с особенностями восприятия обращённой речи требуют использовать в процессе деятельности знакомый детям материал, т.е. в новые темы обязательно включать ранее усвоенные понятия, тем самым закрепляя и повторяя их.

Коррекционный процесс при ОНР довольно продолжительный, требующий многократности повторения и постоянной упражняемости при закреплении грамматических категорий.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, подтолкнули, опираясь на деятельностно-игровой подход, к идее создания игрового пособия "В круге с Гномом". В процессе совместной игровой деятельности, предусмотренной ФГОС, учитель-логопед помогает детям накапливать опыт практического использования в речи грамматических форм.

Методическое пособие "В круге с Гномом" представляет собой набор (по каждой лексической теме) сделанных из ватмана кругов, которые разделены на 12 секторов. Сектора, каждому из которых соответствует свой цвет, пронумерованы от 0 до 10, один сектор остаётся свободным от нумерации. На пронумерованных секторах располагаются картинки с разным количеством предметов, от- носящихся к одной лексической теме. В секторе с цифрой 1 – один предмет, в секторе с цифрой 2 – два предмета и т.д. Максимальное количество картинок (10) в секторе с цифрой 10. 11-й сектор круга обозначен либо детской ладошкой, либо музыкальной паузой, в процессе которой дети играют в мелодизированные игры. Оснащение игры дополняют игрушка юла со стрелкой, игрушка Гном с рюкзаком, в котором находятся сюрпризы-наклейки для индивидуальных дневничков успеха. Гном располагается на нулевом секторе круга.

Цель игры-пособия: данное пособие вариативно и полифункционально, учитывает уровень речевого развития ребёнка с ОНР, программу коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами системности, комплексности и интегративным обучением (целевыми установками):

  • активизирует и обогащает словарь по лексической теме;
  • pакрепляет ориентировку в сенсорных эталонах (знание цвета);
  • формирует логическое мышление на основе обобщения и классификации предметов;
  • закрепляет навык узнавания, называния цифр и соотнесения их с количеством предметов;
  • упражняет детей в согласовании числительных с существительными, согласовании прилагательных с существительными, образовании множественного числа существительных, употреблении уменьшительно-ласкательного суффикса, образовании относительных и притяжательных прилагательных;
  • развивает мелкую и общую моторику, координацию речи и движений;
  • способствует повышению уровня речевого развития;
  • формирует готовность к социальному взаимодействию.

Описание игры (на примере темы "Посуда"): игра проводится по подгруппам. На этапе изучения новой лексической темы приходит в гости Гном, который приносит с собой очередной круг. Он располагается на столе.
- Раз, два, три, четыре, пять, Гном зовёт нас поиграть! Как вы думаете, можем ли мы назвать одним словом предметы, расположенные в круге? (Посуда).
- Какие предметы посуды вы видите? (Чашки, ножи… и т.д.)
Обращение к отдельным детям: (работа с падежными окончаниями)
- Что мы видим в круге? (ПосудУ).
- С чем мы сейчас поиграем? (С посудОЙ).
-Мы постоянно будем думать в этой игре о чём? (О посудЕ).
Гном располагается в пустом секторе.
С помощью считалки (на каждую лексическую тему – своя) определяется пер- вый играющий, который заводит юлу. Начинается диалог взрослого и ребёнка о том секторе, на который показала стрелка юлы:
- Какого цвета твой сектор? (закрепление сенсорных эталонов) (Красного).
- На какой цифре остановилась стрелка юлы? (На цифре 5).
- Какие предметы под цифрой 5 расположены в секторе? (Ложки). (Образование множественного числа существительных)

- Значит, много каких предметов в этом секторе? (употребление родительного падежа множественного числа существительных) (Много ложек).
-Давай посчитаем, действительно ли здесь 5 предметов? (согласование существительных с числительными, количественный счёт)
- Это большая ложка, а это маленькая… (образование уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных)
- Она какая? (согласование прилагательных с существительными)
-Из чего она сделана? (образование относительных прилагательных)
- Раз, два, три, четыре, пять – Гном нас будет превращать в…(предмет, о кото- ром шёл разговор). (Развитие воображения, общей моторики.)
(В игре приветствуются самостоятельные речевые высказывания ребёнка, построенные на собственном жизненном опыте.)

Если указатель стрелки попадает на сектор с детской ладошкой или музыкальной паузой, дети играют в различные мелодизированные игры. (Развитие моторных функций, координация речи и движений.) При условии, если стрелка юлы долго не останавливается на секторе с музыкальной паузой, это "делает" Гном.

Совместная игровая деятельность переходит в самостоятельную.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004