Психологическая коррекция агрессивного поведения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как способ гармонизации эмоционального состояния

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Рукас Светлана Игоревна, педагог-психолог, ГКОУ СО "Североуральская ШИ", Североуральск

В современном мире остро стоит проблема детской агрессивности. Она является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения. Агрессивное поведение обычно понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие правила и нормы сосуществования, наносящие вред, причиняющие страдания и боль людям. Проявление агрессивности осложняет обучение, воспитание, и, как следствие, процесс социальной адаптации обучающихся.

Работа с агрессивными подростками носит комплексный, системный характер, сочетает в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы. Занятия с обучающимися проходят 1 раз в неделю по 40 минут, также каждый из них может получить индивидуальную консультацию по данной проблеме. При проведении занятий делаю упор на осознание обучающимися своих телесных ощущений, переживаемых чувств, отреагирование негативных эмоций, что чрезвычайно важно для агрессивных подростков. В конце занятия обязательно провожу рефлексию с целью осознания правильности и эффективности проводимой работы.

В своей деятельности использую арттерапевтические методики, которые способствуют гармонизации личности обучающихся. Например, игротерапия – применяю ее не только в коррекционных, но и в профилактических целях. Перед началом занятия разрабатываю специальные сюжеты, в которых перед ребёнком возникают различные конфликтные ситуации, близкие ему по значению. В игре стараюсь создавать благополучные условия для снижения агрессии и для изменения отношения к своему "Я", при этом повышается самопринятие, уменьшается агрессия. Благодаря игре мне удалось сформировать у обучающихся частичный самоконтроль в период агрессии. Для освобождения от склонности к агрессивному поведению ввожу в игру такие действия как: смятие и разрывание листа бумаги, бросание предметов, прокалывание воздушных шариков, лепка из газеты своего настроения, наблюдение за горящей свечой и т.п.

Один из самых любимых материалов агрессивных подростков проволока. Она отражает их состояние: жесткости, сжатой пружины, опасности. Сгибая и разгибая проволоку, обучающиеся управляют своим внутренним стальным стержнем. Трансформируя проволоку и создавая из нее различные скульптуры, они изменяются сами. Скульптура перестает быть опасным куском проволоки или сжатой пружиной, готовой выстрелить в любую минуту. Скульптурой любуются, ее фотографируют, ей хотят украсить помещение или подарить кому-нибудь.

Интересен для них и метод песочной терапии (рисование на световом столе метод Sand-art), он является достаточно ценным инструментом коррекции агрессивного поведения подростков. Обучающиеся, рисующие песком, получают возможность прикоснуться к глубинному, подлинному "Я", восстановить свою психическую целостность, расслабиться и снять напряжение. Техника помогает войти в контакт со своими чувствами, а иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми. Предлагаю детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. Пальцами, ребрами ладоней, кисточками нарисовать всевозможные причудливые узоры на поверхности песка. Подросток рисует песком, кидая его на святящийся стол или наоборот, сметая пальцами – всей ладонью, оставляя следы на песочном холсте. Работа с песком помогает вдохновиться, почувствовать забытые ощущения счастья и творчества, а главное понять, что он автор не только данного произведения, но и автор своей жизни.

Также снятию нервно-психического и эмоционального напряжения способствует пособие "Сухой дождь". Разноцветные атласные ленты струятся вниз как водяной поток. Подростки любят их перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом, смотреться в зеркало и просто стоять. Это как уголок покоя для агрессивного ребенка, где он может спрятаться от внешнего мира, побыть наедине со своими мыслями и чувствами.

Систематическое использование перечисленных методов в коррекции агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) привело к позитивным изменениям в их поведении. Многие обучающиеся группы научились сдерживать свои негативные эмоции, контролировать их, лучше понимать чувства своих товарищей и выражать свои в адекватной форме. Замечено, что после занятий у обучающихся снижается эмоциональное и физическое напряжение, они становятся более спокойными. Замечания в устной форме стали притормаживать агрессивные действия, снизилась длительность выхода из состояния раздражения и гнева. Положительных поведенческих изменений мне удалость достичь благодаря тесному сотрудничеству специалистов (психолога, логопеда, социального педагога), медика и педагогов образовательной организации. Но работа по коррекции и дальнейшей профилактике агрессивного поведения подростков должна стать систематической, иначе это состояние может вернуться в первоначальную форму и приобрести хронический характер.

Литература

  1. Агрессия подростков с умственной отсталостью: психологический контекст/ Сост. Л.В. Шипова. - Саратов, 2015.
  2. Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике. – СПб, 2013.
  3. Токарская Л. В. Особенности коррекции и профилактики агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - Екатеринбург, 2013.
  • 00001
  • 00002