Речедвигательная ритмика в детском саду

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Модылевская Инна Брониславовна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад "Росинка" детский сад №2, Новоуральск

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из задач ставит обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). В детском саду № 2 "Золотая рыбка" в 2017-2018 учебном году воспитывались 6 детей с ОВЗ, что составило 4,4% от общего количества детей дошкольного возраста, в 2018-2019 учебном году – 9 детей (6,7%).

Трудно переоценить значение дошкольного возраста в становлении фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и формирование функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Поэтому педагоги детского сада особое внимание уделяют применению здоровьесберегающих технологий в практике.

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Их можно выделить в следующие подгруппы.

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз).
  2.  Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, речедвигательная ритмика, цветотерапия).
  3. Технологии обучения здоровому образу жизни (игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).

Вся работа начинается с организации коррекционно-развивающей образовательной среды, которая позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и логопедом, включить в активную познавательную деятельность всех детей, с оборудования речевых зон, стимулирующих речевое развитие ребенка.

В логопедической работе нами используются разнообразные стимулирующие приемы здоровьесбережения, которые становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи эти приемы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Подробнее хотелось бы остановиться на использовании нами в практике технологии "Речедвигательная ритмика", разработанной А.Я.Мухиной.

Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. Естественнонаучная основа речедвигательной ритмики складывается из комплекса научных дисциплин (анатомии, физиологии, невропатологии, специальной педагогики и психологии, дефектологии), которые располагают необходимыми данными о взаимодействии движения и речи. Упражнения речедвигательной ритмики разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определённое положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. Эти упражнения используются как для вызывания звуков речи, так и для их автоматизации и дифференциации.

В зависимости от этапа работы над звуком движения речедвигательной ритмики видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является постепенный переход к произнесению речевого материала без сопровождения движениями.
Мониторинг сопровождения детей-логопатов, в том числе детей с ОВЗ, показал положительную динамику по каждому из обследованных параметров (звукопроизношению, лексике, грамматическому строю речи, связной речи, фонематическим процессам, пространственной ориентировке и временным представлениям, мелкой и общей моторике).

Литература

  1. Волкова Л.С. Логопедия. М., 2002
  2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. СПб.,1995
  3. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб., 1997
  4. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. М., 2009
  • 00001
  • 00002
  • 00003