Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Бобровская Наталья Ивановна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Асбестовская школа-интернат", Асбест

В настоящий момент в специальной школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся с ОВЗ. Интенсификация школьного обучения требует использовать в работе с детьми эффективные методы, повышающие умственную работоспособность и учебную мотивацию. ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ акцентирует внимание на гармоничном развитии личности и сохранении здоровья детей с проблемами развития.

Здоровьесберегающие технологии это процесс взаимодействие детей и педагога, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

На логопедических занятиях я использую следующие здоровьесберегающие технологии.

Дыхательная гимнастика

Дыхание – одна из самых важных функций человеческого организма, основа речи. Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильного произношения, формировании сильного и плавного речевого выдоха.

Кроме этого, дыхательные упражнения направлены на оздоровительные задачи:

  • насыщение организма кислородом;
  • улучшение обменных процессов;
  • нормализация психоэмоционального состояния;
  • профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Развитие тонкой моторики рук (пальчиковая гимнастика)

Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека, что активизирует речь и интеллектуальные способности. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребенку процесс коррекции речевых нарушений.

Самомассаж. Су-Джок терапия

В основе применения метода су-джок находятся элементы восточной медицины.

Массаж су-джок активизирует биологически активные точки пальцев рук, что благотворно сказывается на развитии мелкой моторики и речи. Массаж колечком су-джок – мощный метод рефлексотерапии, так как кисть человека является уменьшенной моделью тела человека.

Кроме этого, данный метод позволяет уравновесить психоэмоциональное состояние ребенка, координировать процессы возбуждения и торможения нервной системы, рефлекторно стимулировать работу внутренних органов.

Метод биоэнергопластики

Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Движения рук имитируют движения речевого аппарата, что существенно ускоряет процесс коррекции звукопроизношения. Совместное движение руки и языка помогает активизировать гармоничное распределение биоэнергии в организме, развивает психологическую базу речи, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие от языка к головному мозгу.

Мимические упражнения и психогимнастика

Данные упражнения направлены на развитие лицевых мышц и способствуют эмоциональному развитию учащихся. Мимическая гимнастика позволяет снять излишнюю напряженность лицевой мускулатуры.
Психогимнастика способствует развитию произвольности собственного поведения через осознание и адекватное проявление эмоций.

Физминутки

Основные задачи: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику;

Гимнастика для глаз

Комплекс упражнений направлен на профилактику утомляемости глаз, способствует расслаблению мышцы глаза, развивает концентрацию внимания и оптико-пространственные функции.

Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Ученые считают кинезиологию «гимнастикой мозга», это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. С помощью специально подобранных упражнений координируется работа правого и левого полушарий головного мозга, развивается взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод совершенствует регулирующую и координирующую роль нервной системы.

Кроме этого, комплексы кинезиологических упражнений способствуют устранению нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии).

Песочная терапия

Пескотерапия эффективный метод развития речи, мелкой моторики и стабилизации эмоционального состояния ребенка. Игры с песком развивают тактильно-кинетическую чувствительность, снимают мышечное напряжение.

Элементы психотерапии (аутотренинг)

Аутотренинг метод саморегуляции, который воздействует на психическое и физическое здоровье. Аутотренинг позволяет повысить работоспособность и учебную мотивацию учащихся. Психологические настрои целесообразно использовать на организационном этапе урока, можно использовать в виде отраженного или хорового проговаривания.

Таким образом, на фоне комплексного логопедического воздействия здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс развития речи учащихся и способствуют оздоровлению, повышению адаптивных возможностей детского организма.