Правовые рамки обследования несовершеннолетних с отклонениями в поведении в условиях ТПМПК

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ефимова Галина Александровна, педагог-психолог, ГКОУ СО "Сухоложская  школа", Сухой Лог

В настоящее время произошло расширение круга проблем детей и подростков, с которыми они попадают на обследование в ПМПК, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу. Конвенцией ООН о правах ребенка в 1989 году было установлено, что каждый ребенок, который нарушил уголовное законодательство, имеет право на такое обращение, при котором учитывается желательность содействия его реинтеграции и выполнению полезной роли в обществе.

ПМПК входит в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних [1], [2]. В контексте определения специальных образовательных условий для несовершеннолетних с отклонениями в поведении комплексное обследование осуществляется в соответствии с Положением психолого-медико-педагогической комиссии. [3]

Проведение обследований подростков с отклоняющимся поведением и подготовка соответствующих рекомендаций является в настоящее время новой задачей для ТПМПК. Развернутое заключение имеет существенное значение не только для организации обучения и воспитания несовершеннолетних с девиантным поведением, но и для профилактики правонарушений в широком смысле, т.к. должно содержать в себе рекомендации по оказанию несовершеннолетнему психолого-медико-педагогической помощи и определению форм его дальнейшего обучения.

Отклонения в поведении или отклоняющееся поведение – понятие многозначное. Сложность определения понятия обусловлена его междисциплинарным характером. Поскольку термин отклоняющееся (девиантное) поведение используется в разных науках в различных значениях, существуют и многообразные классификации поведенческих отклонений. Медицинская классификация поведенческих расстройств связана с началом, характерным для детского и подросткового возраста (по МКБ-10), основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским критериям, т. е. достигающие уровня болезни.

Специалисты немедицинских профессий не должны выходить за рамки своей компетентности и заниматься патологическими формами поведения без участия врачей. Второй подход - психологический - основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. В рамках деятельности ТПМПК специалист должен дифференцировать два ведущих подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений - психологический и клинический [8]. В настоящее время в работе Сухоложской ТПМПК с несовершеннолетними с девиантным поведением используется традиционная (констатирующая) модель обследования с однократным посещением ребенком специалистов: "status praesens" — "состояние в настоящее время", выявляемое и фиксируемое методиками объективного исследования [9].

Министерством образования и науки РФ подготовлен проект приказа об утверждении нового Положения о деятельности ПМПК, в котором предполагается, что в заключении комиссии указываются рекомендации о создании условий проведения индивидуальной профилактической работы с обучающимися в случае проведения обследования по направлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Законом [1] и Методическими рекомендациями Минобрнауки РФ по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением [6] определены категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. Новые задачи предполагают отказ от привычных стереотипов обследования. Обычная диагностическая процедура должна меняться в направлении адаптации ее к лицам подросткового и раннего юношеского возраста.

В связи с новым направлением в деятельности ТПМПК необходимо освоение экспертной модели обследования [9]:

  • специалисты ТПМПК анализируют материалы, представленные для комиссии, в которые могут входить документы, описывающие социальную ситуацию несовершеннолетнего, характеристики с места учебы, заключения других специалистов и иную информацию. На основе этого этапа подбирается батарея методик для каждого конкретного случая;
  • проводится обследование несовершеннолетнего. Данный этап включает в себя проведение клинической беседы, комплексного экспериментально-психологического исследования и наблюдения за несовершеннолетним в его процессе, может длиться на протяжении нескольких дней;
  • проводится анализ результатов обследования, сопоставление данных с материалами, изученными на первом этапе и данными клинической беседы, составляется подробное заключение с выводами и рекомендательной частью.
    Рекомендательная часть должна содержать педагогический инструментарий, позволяющий адаптировать образовательный процесс в соответствии с особенностями обучающихся с девиантным поведением.

Многоаспектность проблемы обследования подростков с отклоняющимся поведением требует объединить усилия специалистов ТПМПК с педагогами и специалистами образовательных организаций, взаимодействуя с психолого-медико-педагогическим консилиумом [5]. Специалисты консилиума имеют возможность изучать ребенка в условиях его школьной жизнедеятельности, знают социальную ситуация развития.

Профессиональная деятельность ТПМПК образования сопряжена с профессиональной деятельностью медицинских работников, социальных педагогов, сотрудников социально-реабилитационных центров, правоохранительных органов.

Такое взаимодействие формирует особые компетентности: понимание междисциплинарности, знание границ своей профессиональной компетенции, способность выстраивать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.

На принципах межведомственности разработан профессиональный стандарт педагога-психолога [4], в рамках применения которого стоят задачи по созданию моделей и регламентов межведомственного взаимодействия. В условиях системных изменений базовым принципом работы ПМПК становится межведомственность, накопление междисциплинарных знаний, способов деятельности, командного взаимодействия, что способствует выработке адекватного коллегиального структурно-динамического заключения, отражающего особенности развития подростка с отклоняющимся поведением в различных аспектах, важных для разработки комплексных рекомендаций по созданию специальных образовательных условий его развития, обучения, социальной адаптации, оздоровления.

Литература

  1. Федеральный закон от 24.06.1999 (с изменениями и дополнениями) № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
  2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 427-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа".
  3. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное приказом Министерства образования и науки России от 20.09.2013 № 1082.
  4. Профессиональный стандарт
    Педагог-психолог (психолог в сфере образования) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н).
  5. Примерное положение о деятельности психолого-медико-педагоггического консилиума ОО (Приложение к методическим рекомендациям по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 11.03.2016 года № ВК-452/07)
  6. Письмо Минобрнауки России от 28.04.2016 N АК-923/07 "О направлении методических рекомендаций по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением".
  7. Алехина С.В., Фальковская Л.П. Межведомственное взаимодействие как механизм развития психологической службы в образовании [Электронный ресурс] // Психолого-педагогическиеисследования. 2017. Том 9. № 3. C. 116–128 doi: 10.17759/psyedu.2017090312
  8. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.
  9. "К вопросу обоснования диагностических признаков различных категорий несовершеннолетних с противоправным поведением в контексте деятельности ПМПК"
    Чиркина Р.В., кандидат психологических наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией ювенальных технологий, доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
  10. Делибалт В.В., ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", доцент , ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
  11. Дозорцева Е.Г., доктор психологических наук, Руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста, ФГБУ "ФМИЦПН им. В.П. Сербского" МЗ РФ, Москва, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
  12. Дегтярев А.В., старший преподаватель кафедры "Юридическая психология и право" факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
  13. Дебольский М.Г., кандидат психологических наук, профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
  14. Воронина А.В., аспирант факультета "Юридическая психология", ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, 2106-91
  15. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/psyandlaw/2018/n1/91729_full.shtml [К вопросу обоснования диагностических признаков различных категорий несовершеннолетних с противоправным поведением в контексте деятельности ПМПК - Психология и право - 2018. Том. 8, № 1]