Адаптация педагогических практик в условиях инклюзивного образования, или новеллки практикующего учителя

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Гизатуллина Галина Александровна, учитель технологии, ГБОУ СО "Екатеринбургская школа интернат № 9", Екатеринбург

Если был бы я волшебник… или с чего начинается мечта…

МЕЧТА

Мечта для каждого приобретает свои оттенки. Для кого-то - это мелочи жизни - пошел да сделал, и нечего тут мечтать. Для кого-то вообще нереальная штука. Для кого- то - это полет фантазий, переплетение умений мастерить и совершенствовать. Вот и мы так же на уроках технологии мечтаем и воплощаем мечту в жизнь. Из любого, даже самого простого, можно развить и придумать невообразимое…блюдо или изделие. Каждый, кто приходит в мой класс, независимо от возраста – старшеклассник или ученик начального звена – найдет применение своим талантам, даже если они на первый взгляд совсем не видны, или о них не подозревают окружающие, или в силу какого-то недуга раскрыть их просто не получается.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что обеспечивает доступ к образованию с особыми образовательными потребностями.

Есть в моей практике такой класс, который оригинален в своих идеях при изучении раздела "Кулинария" на уроках технологии. Настоящие творцы! Идеи, предложения, мечты вслух, и ... бисквитный торт с ягодной начинкой готов! Продумывали все до мелочей: ягоды из уральских окрестных садов и лесов. Дары родного края, так сказать. Оригинальность еще и в дизайне. Торт оформлен в виде книги, на страницах которой изображена карта Свердловской области. Результат нашего шедевра - 1 место в конкурсе "Гостеприимный Екатеринбург" (2016 г.) Но и на этом не остановились обучающиеся этого класса. Из экологически полезных продуктов была "создана" запеканка из картофеля с морковно-грибной начинкой. И опять же необычная форма – наша родная Свердловская область. Разрабатывая эту идею, обучающиеся подбирали только экологически правильные и полезные продукты. Работая над этой темой, был задействован весь класс. Ребенок с инвалидностью был у нас главным оформителем.

РАДОСТЬ

Радость… Она дается не каждому. Она идет не из пустой души, а от духовной глубины и требует безусловной самоотдачи. Только тогда можно надеяться на то, что семя превратится в духовный росток. Каждый урок заключается в маленьком путешествии. А путешествие - это и есть радость, возможность узнать новое. Это не просто изучение конкретной темы, но и возможность применить полученные знания в жизни. Масленица – теплый радостный праздник. Любят его в нашей школе за массовость, разнообразие, хлебосольность и интернациональность. Все включены в увлекательный процесс выпекания блинов, а особенно ребята с ОВЗ. С удовольствием, невзирая на количество, пекут их обучающиеся на уроках технологии для веселых гуляний на широком школьном дворе. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни. Каждый ребенок, будь он из полной семьи, воспитанник детского дома или проживающий в приемной семье имеет возможность в "Кулинарии" и "Швейной мастерской" стать всегда значимым, полезным, испытывать от этого радость. К основным задачам относится воспитание любви к труду и уважения к людям труда. Работа в этом направлении является залогом того, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в будущем смогут получить хорошую профессию, адаптироваться к взрослой самостоятельной жизни в обществе. Вот так... от блина на Масленицу - к самоопределению.

ФАНТАЗИЯ

Можно учить по-разному. Можно часами делать с ребенком одну и ту же операцию, тренировать один и тот же навык. Это будет обучение ремеслу. А возможно обучение поставить совсем по-иному. Можно организовать так, чтобы оно было связано с изучением материала и инструмента, чтобы обучающимся с ОВЗ стало ясно: для разного материала нужен разный инструмент, а так же зачем необходимо то или иное изделие, где и как его можно применять. Но можно и способствовать развитию творческого воображения.

Дайте нам лоскуты тканей, иглы, ножниц, и ее Высочество Тильда предстанет перед вами. Да не одна, а целый хоровод. Эти необычные куклы вызывают разную реакцию… Они внешне необычные, с длинными руками, ногами и крошечными глазками, нарисованными акриловыми красками. Но сколько в них наивной прелести и доброты!Работая по одним и тем же выкройкам с похожими тканями, у каждой мастерицы получается именно "своя кукла". Одни сильные, твердые, уверенно стоящие на собственных ногах. Другие слабые, нежные, требующие подставочку или скамейку для "сидячего образа жизни". А о разнообразии стилей в одежде этих чудо-модниц можно говорить бесконечно. Одежда, обувь, аксессуары - все это складывается в единый образ, который говорит о характере мастерицы и куклы Тильды. Мои ученицы любят создавать кукол индивидуально и в группах, и у всех получается свое чудо. Групповое обучение как одна из ведущих технологий инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, на мой взгляд, очень эффективна. Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, т. е. содержать в себе различные формы: групповую или парную. Особенные дети также могут выступать в роли обучающих, что значительно повышает их самооценку.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ИЛИ МОЕ СОБСТВЕННОЕ "Я"

Детям надо объяснить и давать понять, что каждый ребенок — особенный. Как правило, обучающиеся с ОВЗ с готовностью откликаются на просьбы взрослых, если педагог показывает положительное отношение к "особому" ребенку: не выделяет его из всех детей, в классе формируются отношения доверия, сотрудничества и взаимопомощи.

Есть среди моих учеников и такие, которые не хотят, а может быть просто боятся, учиться готовить, шить, и тем более, что-либо мастерить. Даже есть и те, которые и ручки свои не знают куда деть. И вот тут на помощь приходит умение попробовать с помощью учителя порезать огурцы, проложить прямую строчку или взять в руки крючок… "Так как ТЫ , не умеет делать никто другой! У тебя особенная нарезка, самая необычная строчка и самый оригинальный столбик." Эту веру в себя, в свои способности я внушаю каждому ребенку. И это хорошо у меня получается. В подтверждение этому –участие и призовые места в различных конкурсах: "Абилимпикс", "Я мир открою для тебя", "Мы все можем" и др. Мы не боимся проявлять себя, не боимся показать свою индивидуальность.

ДАРИТЕЛЬ КРЫЛЬЕВ

Инклюзивное образование говорит о том, что каждый ученик — особенный. Со своими интересами, способностями, потребностями и увлечениями. Это требует индивидуального подхода в процессе обучения и гибкости в разработке учебных программ. Индивидуальный подход требует от учителя высокого профессионализма, включающего в себя такие качества, как этичность, деликатность, умение услышать и понять другого.
Учитель технологии - это не просто учитель. Немного мама, когда нужно зашить, подшить, старшая сестра- когда посоветовать что- то сделать. За всех вместе и за каждого в отдельности. Помимо основной профессии я и воспитатель, и психолог, и медик, и учитель, и переводчик и расшифровщик миллионов детских "как" и "почему" и т.д. и т.п., а еще я – ДАРИТЕЛЬ КРЫЛЬЕВ… Вы и представить себе не можете, как много их у меня, на любой вкус, и сшитые в технике "печворк", и связанные крючком, и вышитые гладью. Я их примеряю и дарю … моим ученикам, каждый день…

"Вы прекрасны и крылаты", - говорю им. Порой они не верят мне и сбрасывают так хорошо подобранные крылья. Ничего, дело поправимое. Я все равно буду доказывать тем, кого веду за собой, что они умеют летать.

ПОСЛЕСЛОВИЕ…

" Зачем спешит ребенок на урок?
Отвечу: "Ну, конечно же, за счастьем!
За чудом, что вдруг вышел правильный стежок
И красоты стал мир ему подвластен!"
Вот-вот проступит лик на полотне –
В стежках сосредоточье доброты, терпенья.
В рогоже, хлопке или льне
Детей запечатлятся откровенья.
Цветной лоскутик к лоскутку прильнет,
Наполнится надеждой и мечтою.
И мир лоскутный непременно оживет,
Заботливою созданный рукою.
Нам все с учениками по плечу,
Удачи радуют, невзгоды закаляют.
Моим воспитанникам от души сказать хочу:
"Спасибо, что глаза ваши сияют!"

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
  • 00005
  • 00006