Активизация познавательной деятельности у обучающихся с нарушением слуха на уроках математики с помощью предметно-практической деятельности

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Иванов Антон Владимирович, учитель, ГКОУ СО "ЕШИ №11", Екатеринбург

В современном российском обществе за каждым ребенком закреплено право получать образование без дискриминации по какому-либо признаку, право ребенка на уважение его достоинства, проживание в семье, право детей-инвалидов на социальную интеграцию [3].

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями, в соответствии с которым строится современное отечественное образование для выделенного контингента обучающихся, является Конвенция о правах инвалидов, в которой, в частности, говорится о том, что для них необходимо:

  1. развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
  2. обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
  3. доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
  4. предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
  5. создание условий для освоения социальных навыков;
  6. обеспечение подготовки и переподготовки педагогов [5].

Ратификация Конвенции о правах инвалидов в Российской Федерации предполагает строгое следование данным требованиям, что влечет за собой включение их в федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, а в дальнейшем – и в новый Закон об образовании [2].

Согласно ФГОС в состав универсальных учебных действий входят познавательные действия, которые включают:

  • умение видеть проблему;
  • умение ставить вопросы;
  • умение структурировать тексты;
  • умение давать определение понятиям;
  • умение делать выводы и умозаключения;
  • умение классифицировать [6].

Под познавательной деятельностью мы будем понимать единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности [4].

Познавательная деятельность каждого человека возможна благодаря восприятию действительности (цвета, звуков, форм, запахов и др.) через ощущения.

Если набор ощущений для восприятия действительности не полный, то познавательная деятельность подвергается определенной деформации. В частности, у обучающихся с нарушением слуха полностью или частично "не работает" один из компонентов ощущения.

Предметно-практическая деятельность в обучении детей с нарушениями слуха может играть роль фактора, обеспечивающего планомерную активизацию познавательной деятельности.

Особенность предметно-практической деятельности состоит в том, что она проводится в несколько этапов:

  1. Оперирование реальными предметами, их частями.
  2. Включение речи в процесс практического оперирования предметами.
  3. Выполнение некоторых практических действий в уме. 
  4. Проверка мыслительной деятельности учащегося на основе речевых средств.

Согласно представленным этапам усвоенные глухими школьниками слова и выражения сразу же не только включаются в речевое общение, но и выступают в качестве средств мыслительной деятельности [1].

Литература

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Т. Г. Богданова М.: Академия, 2002. – 203 с.
  2. Закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012.
  3. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Сборник международно-правовых актов по семейном праву. – М.: Бек. – 1996.
  4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
  5. Федеральный закон №46 от 03.05.2012 О ратификации конвенции о правах инвалидов
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).