Формирование читательской компетенции у обучающихся с ОВЗ на материале учебного предмета "Литературное чтение"

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Васильева Ольга Андреевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Обучение чтению является основной задачей начального образования, так как чтение это предмет, посредством которого обучающийся осваивает другие дисциплины.

Во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения, сокращение времени уделяемого чтению, ухудшение навыков техники чтения.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют компетентностный подход в обучении, воспитании и развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Читательская компетенция обучающихся с ОВЗ – способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения, а сформированные навыки: способ, правильность, выразительность, темп и техника чтения, обеспечат школьнику с низкими потенциальными способностями возможность самостоятельно приобретать новые знания и умения и использовать в личных и общественных целях.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности, которая включает в себя три этапа работы с текстом.

  1. Первый этап: работа с текстом до чтения: антиципация, то есть предугадывание предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
  2. Второй этап: работа с текстом во время чтения: выявление совпадений первоначальных предположений с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного, при повторном - выделение ключевых слов, ведение диалога с автором, комментирование.
  3. Третий этап: работа с текстом после чтения: коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия, выполнение творческих заданий.

Для формирования читательской компетенции использую на разных этапах работы с текстом различные формы и виды деятельности:

  • литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;
  • ведение и изучение читательских дневников;
  • создание классной библиотеки;
  • уроки читательского мастерства;
  • сообщения, презентации по творчеству писателей;
  • тесное сотрудничество со школьной библиотекой;
  • проблемно-поисковые ситуации;
  • семейное чтение.

Для совершенствования навыка техники чтения использую различные упражнения:

  • упражнения в орфоэпическом произношении;
  • упражнения, вырабатывающие внимание к слову;
  • упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память;
  • упражнения, развивающие гибкость и скорочтение вслух и про себя;
  • упражнения для развития осознанного чтения;
  • упражнения для формирования правильности чтения;
  • упражнения для развития беглого чтения;
  • упражнения для развития выразительного чтения.

С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяю различные техники игрового обучения:

  • "игра в прятки";
  • "мнимое слово";
  • чтение за "диктором";
  • синхронное чтение "буксиром" и другие.

Приемы активного чтения: чтение с пометами, толстые и тонкие вопросы, чтение с остановками.

Приемы для активизации ранее полученных знаний: ассоциация, ключевые слова, да – нет.

Приемы графической организации учебного материала: составление кластера, перепутанные логические цепочки.

Творческие приемы: написание отзывов, инсценировка произведений, сочинение стихов, сказок, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, проведение конференций, литературных викторин и праздников и другие.
Успех развития читательской компетенции у обучающихся так же зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется "читающая" среда, книжное окружение, только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в духовно-нравственную потребность.

Таким образом, использование образовательных технологий, разных приемов и форм работы в урочной и внеурочной деятельности повышают качество образования и освоение обучающимися с ОВЗ адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Разумное сочетание традиционных и современных подходов на уроках позволяет осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у детей, повысить качество знаний по предмету, создать условия для успешной социализации личности с учетом индивидуальных, психолого-педагогических, психологических, физических и интеллектуальных особенностей детей.

"Привить ребенку вкус к чтению – это лучший подарок, который мы можем ему сделать".
Сесиль Лупан