Формирование коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ подросткового возраста на уроках музыки, как средство их социокультурного развития

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Михеева Маргарита Эдуардовна, учитель музыки, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Чем более развиты коммуникативные навыки у подростка, тем более уверенно он чувствует себя в среде ровесников и тем больше возможностей он имеет для расширения круга своего общения. Именно в общении он может проявлять себя как личность и реализовывать себя в среде сверстников, где усваиваются нравственные принципы очень актуальные для общества и социальной среды.

Подростки с ОВЗ испытывают трудности в общении: они хотят, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать конструктивные способы общения со сверстниками, взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнера, не умеют и не желают признавать свою вину в конфликтной ситуации, проявляя защитные формы поведения, не умеют самостоятельно планировать свои действия.

Для преодоления этих трудностей необходимо использовать различные методы и формы работы с детьми ОВЗ, как на индивидуальных коррекционных занятиях, внеурочной и в урочной деятельности.

Общение в жизни подростков играет важную роль и становится ведущей деятельностью, а музыка на этом этапе жизни - одним из его важных составляющих.

Главная задача учителя музыки – формирование понимания детьми эмоционального характера музыки, осознание и осмысление эмоций, чувств своих собственных и окружающих их людей.

Поэтому особенно в это время уроки музыки могут выполнять одну из ведущих функций в развитии коммуникативной компетентности подростка.

Виды деятельности на уроках музыки включают в себя слушание и анализ музыкального произведения, высказывание личных впечатлений от прослушанной музыки, осуществление сравнительных характеристик музыкальных произведений, знакомства с творческим путем композитора, стилями в музыке, пение.

Интересными уроками для подростков будут те, которые наполнены проблемными размышлениями, эстетическим переживанием.

Слушая музыкальное произведение, каждый человек, понимает его по-своему, здесь важно выразить и обосновать свою точку зрения, при этом уважительно отнестись к мнению другого, даже если оно не совпадает с твоим. Разные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия у подростков, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

Игра – одно из ведущих средств всестороннего развития личности ребенка любого возраста. Работа в парах, группе, использование игрового метода на уроке создает огромные возможности для совместной деятельности обучающихся: умению вести диалог, развивают дискуссионные навыки и если урок музыки наполнен такими методами он плодотворен и успешен в освоении материала.

Прежде чем переходить к дискуссии, а это самый сложный вид деятельности для подростков с ОВЗ необходимо организовать ее и обучить этому. Обучающиеся получат знания о правилах ведения дискуссии, диалога, составляют памятки, обговаривают условия для ведения диалога.

Правила ведения дискуссии (памятка).
Умей слушать и слышать друг друга.
Дайте возможность высказать свое мнение группе.
Умейте воспринимать советы и критику в свой адрес.
Любое мнение ценно.
Хочешь высказаться - подними руку.
Говорите по одному.
Проявляйте терпимость к ошибкам других в ходе совместной работы групп.
Согласовывайте свои интересы с общими.
Правило "здесь и теперь" обсуждению в группе подлежит только то, что касается темы дискуссии.
Использование высказываний от своего имени: фразы - "я считаю, что, "я думаю…", правильно ли я понял(а), "некоторые из нас думают..", " многие меня не поняли…".

На уроке музыки нужно использовать организованное ролевое общение, через ролевую игру – виде учебного общения, который организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями.

Игра "брейн-ринг" (форма популярной передачи) занимает почетное место на итоговых уроках четверти. Несколько групп в классе вместе готовят ответы на поставленные вопросы, обсуждают, приходят к общему мнению и докладывают о них. Используются вопросы по знанию творчества композиторов, биографии, музыкальных произведений.

Игра "Экскурсия по музею", посвященному какому-либо композитору, где на основе подготовленных фотографий, карточек путеводителей, экскурсовод (ученик) рассказывает о творческом пути композитора. Такая форма работы призывает к более активному взаимодействию учителя и учеников, а также к ведению диалога.

Интервью – еще один прием работы, который не имеет возрастных ограничений. Суть этого приема заключается в том, чтобы опросить как можно больше присутствующих на уроке обучающихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого дети, работая одновременно, свободно перемещаются по классу, выбирая себе собеседника, которому адресуют вопрос, фиксируя ответы в тетради. Итоги опроса фиксируются на доске и используются для дальнейшего обсуждения.

Такое речевое взаимодействие способствует установлению контактов и умению вести диалог, внимательно слушать партнера, обращаться друг к другу с вежливыми просьбами, выражать благодарность, формирует социальные умения.
Формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации подростков к учебной деятельности, развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности.
Совершенствование коммуникативных навыков обучающихся в музыкальной деятельности является одним из главных средств социокультурного развития подростков с ОВЗ.