Формирование познавательных универсальных учебных действий на примере "подведение под понятие" на уроках химии в коррекционных классах

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Абрамовская Светлана Анатольевна, учитель химии, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Основная задача, стоящая перед современным учителем, заключается в развитии способностей учащихся. Сегодня учитель стремиться, использовать такие технологии обучения, которые направленны на активизацию познавательной деятельности, формирование мыслительных процессов и продуктивной деятельности учеников.

В своей педагогической практике на уроках химии я использую методы и приемы коррекционного- развивающего обучения. Одной из задач развивающего обучения является развитие мыслительной деятельности обучающихся. Работа по развитию познавательной деятельности средствами урока у обучающихся нашей школы затруднена особенностями их развития (низким уровнем развития словесно-логического мышления, произвольного внимания, памяти, проблемы эмоционально волевой сферы). На уроках химии обучающиеся испытывают большие затруднения при запоминании определений и понятий химических объектов и явлений. Не все ученики обладают логическим мышлением. У большинства обучающихся склонность к наглядно-образному мышлению, что, к сожалению, не всегда учитывается при создании учебников и дидактических материалов. В современной науке считается доказанным факт, что развитие логического мышления человека невозможно без опоры на образное мышление.3 Поэтому на уроках химии изучение логических операций следует сначала осуществлять на практико-предметном уровне, а затем переносить на уровень мыслительной деятельности. Учебные задания должны строиться таким образом, чтобы их выполнение позволяло использовать различные логические операции. Поэтому для более глубокого понимания того или иного химического понятия я в своей педагогической практике создаю условия для формирования умения "подведение под понятие" и "определение понятия" на уроках по открытию новых знаний.

При формировании понятий необходимо организовать деятельность учащихся по усвоению двух логических приемов: подведение под понятие и выведение следствий из факта принадлежности объекта понятию.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Для усвоения понятий обязательны такие действия:

  1. Подведение под понятие;
  2. Выбор необходимых и достаточных признаков для распознавания объекта;
  3. Выведение следствий о принадлежности и не принадлежности объекта к понятию.

Эти действия необходимы при усвоении любых понятий.2

Наиболее распространенными являются определения понятий через род и видовое отличие. Определение через род и видовое отличие состоит из двух понятий: определяемого и определяющего, а сама операция состоит из двух этапов.

  1. Определяемое понятие подводится под более обширное по объему родовое понятие(род); в данной статье определяемым понятием будет "оксид" входящее в более обширное по объему родовое понятие "сложное вещество".
  2. Указывается видовое отличие, т.е. устанавливается признак, отличающий определяемый предмет (вид этого рода) от других видов, входящих в данный род.

Символическое выражение определения через род и видовое отличие в виде формулы А=В+С, где А- определяемое понятие, В+С – определяющие понятие (В – род, С- видовое отличие); в данной статье А – оксид, В+С – определяющие понятие (В -сложное вещество, С – вещество состоит из двух химических элементов, одним из которых является кислород).2

Поделюсь опытом работы создания условий для формирования познавательных УУД, в частности "поведение под понятие", используя фрагмент урока химии в 8 классе в теме "Оксиды. Номенклатура. Физические свойства оксидов.

Применение оксидов".

Учебная ситуация

  1. Актуализация знаний Повторение понятий химический элемент, химическая формула, простое и сложное вещество.
  2. Подведение под понятие.

Проводиться лабораторный опыт "Ознакомление с веществами". Оборудование: коллекция веществ принадлежащих к классу оксидов с формулами на образцах (Н2О, SiO2, CaO, Fe2O3).

Задание для обучающихся: рассмотреть вещества и их химические формулы, сравнить их, найти общие признаки и чем они отличаются. Работа выполняется обучающимися в зависимости от состава класса самостоятельно или в сопровождении учителя.

В конце работы проводиться беседа.

Какие вещества вам выданы сложные или простые? (сложные вещества – эти вещества состоят из атомов разных химических элементов).

  1. Сколько химических элементов входит в состав каждого вещества (два химических элемента, например, Н2О вода состоит их 2 двух атомов Н -водорода и одного атома О -кислорода.
  2. Что общего в химических формулах веществ? (наличие химического элемента – кислорода О)
  3. Выбор необходимой и достаточной информации для распознания вещества (оксида).
  4. Запишите все полученные данные в таблицу: 1 столбик- химическая формула, 2 столбик – сложное вещество, 3 столбик – количество химических элементов, 4 столбик – наличие химического элемента кислорода.
  5. Заполняется таблица и проводится беседа и обучающиеся самостоятельно или в сопровождении с учителем составляют определения понятия "оксид".

Сложное вещество, состоящее из двух химических элементов, один из которых – кислород, называется оксидом. (понятие адаптировано для обучающихся коррекционных классов)

Итогом данного этапа является формулировка понятия, усвоение же проходит на следующем этапе урока.

Усвоить определение понятия означает овладеть действиями распознания объектов, принадлежащих понятию, выведения следствий из принадлежности объекта понятию, конструирования объектов, относящихся к объему понятия.

Понятие можно считать сформированным, если обучающиеся сразу узнают его в задании без всякого перебирания признаков, то есть процесс подведения под понятие свернут.

4. Выведение следствий о принадлежности и не принадлежности химических формул к понятию "оксид".

Дифференцированные задание для закрепления. Даны формулы веществ: Na2O, N2O5, NaOH, HNO3, CuO, SO2, SCl2, Cl2O7, FeS, Fe2O3, Cu2O, CuF2 P2O5. 1. Выпишите из приведенного ниже перечня формулы оксидов. 2. Выпишите из приведенного ниже перечня формулы два столбика формулы оксидов металлов и неметаллов. 3. Выпишите из приведенного ниже перечня формулы два столбика формулы оксидов металлов и неметаллов и назовите их.1

В ходе урока у обучающихся развиваются умения: выделение существенных признаков, анализ и синтез данных объектов, формирования умения "подведение под понятие" и "определение понятия". Такой же метод я использую при изучении тем "Основания", "Кислоты", "Соли". И здесь важно показать, что определение дается не ради него самого, а для того, чтобы оно "работало" при решении практических задач. Проведенные самостоятельные и проверочные работы показали повышение качества знаний у обучающихся и повышение познавательного интереса к предмету.

Литература

  1. Браверман Э.М. Преподавание физики, развивающее ученика. Москва 2005
  2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразоват. учереждений – М. Дрофа, 2010
  3. Ларионова Л.В. "Формирование УУД на примере "подведение под понятие" в рамках ФГОС" https: //wiki.tgl.net.ru.