Формирование социально-бытовых умений на уроках домоводства

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Хрущёва Людмила Николаевна, учитель, ГКОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит

Одной из наиболее важных задач в обучении детей с нарушением интеллекта является формирование личностных качеств обучающегося и овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Эта задача решается в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Формирование жизненной компетенции обучающихся осуществляется в рамках коррекционного учебного предмета: домоводство.

Психолого-педагогическая проблема социальной адаптации детей данной категории является особо актуальной, так как большинство из них слабо ориентированы в окружающем предметном и социальном мире, не в состоянии самостоятельно выполнять многие жизненно необходимые функции, не знают и не соблюдают элементарных навыков самообслуживания. Многие из них нуждаются в постоянной помощи и поддержке, организации их повседневной жизни. От уровня сформированности социально-бытовой компетентности зависит, насколько личность сможет организовать свою жизнедеятельность, сделать ее комфортной для себя и полезной для общества.

Формирование личности обеспечивается способностью выстраивать и регулировать собственное поведение и общение с социальным окружением, развивать необходимые современному человеку личные качества (самостоятельность, ответственность, независимость, уверенность в себе, нацеленность на успех, адаптивность, толерантность и др.).

Цель программы по учебному предмету "Домоводство" — достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

  • научить производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности;
  • формировать практические действия, реальные дела, необходимые для устойчивого поведения;
  • заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем окружении учащихся;
  • коррекция психических, познавательных процессов.

Изучение предмета домоводства начинается с 5 класса. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Программа по учебному предмету "Домоводство" построена по концентрическомупринципу и имеет 12 разделов. В течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс, основные разделы (например, "Питание", "Одежда и обувь", "Семья" и т.д.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями; в 8-м классе вводиться раздел "Разумная экономика домашнего хозяйства" и продолжается в 9 классе. Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала.


В современном мире ребенок с нарушением интеллекта должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Для решения этой задачи в в ГКОУ СО "Ачитская школа - интернат" созданы следующие условия:

  1. Кабинет "Домоводство" состоит из нескольких зон: учебная зона - рабочее место учителя и посадочные места для обучающихся (6 - 12) человек. Рабочее место учителя оборудовано письменным столом, классной доской, компьютером. Вдоль боковой стены располагается стенка-шкаф, для хранения пособий, оборудования; кухонная зона - оборудована кухонным гарнитуром, 2 мойки, 1 трехконфорочная электроплита. Подведена холодная вода, установлен водонагревательный прибор (титан); столовая зона - 1 обеденный (сервировочных) стол и 8 стульев, шкаф для столовой посуды. Таким образом, в процессе выполнения заданий, в специально подготовленных условиях у обучающихся формируются новые потребности и интересы, которые со временем возрастают, развивая личность. Появляется осознание полезности своей работы, что в свою очередь вызывает положительный эмоциональный фон и побуждает к активной деятельности. Активное отношение обучающегося к действительности развивает его любознательность.
  2. Для формирования жизненных компетенций не малое значение имеет программно-методическое обеспечение. Для занятий по домоводству использую разнообразный дидактический раздаточный материал, инструкции, технологические и инструктивные карты, наглядно – иллюстративные карты, индивидуально – раздаточный материал, плакаты, контрольно-измерительные материалы.
    Для обучающихся по предмету домоводство до сегодняшнего дня учебники отсутствуют.
  3. С целью формирования базовых учебных действий, жизненной компетентности обучающихся на уроках домоводства систематически использую активные формы и методы обучения.

Для организации занятий по домоводству использую следующие формы:

  1. Урок практических работ.
  2. Урок-экскурсия.
  3. Создание проблемной ситуации:
  4. Урок тренинга знаний, умений и навыков в сюжетно-ролевых играх.

В таких познавательных играх решаются задачи базовых учебных действий:

  • Личностные:
    • Организация встречи гостей
    • Организация досуга гостей
    • Умение составлять меню и приготовление.
  • Коммуникативные:
    • Умение приветствовать
    • Умение поддерживать диалог
    • Умение найти выход из сложной конфликтной ситуации.
  • Регулятивные:
    • Умение спланировать этапы приёма гостей
    • Выбрать адекватные средства реализации этапов приёма гостей
    • Умение оценить результаты своей деятельности.
  • Познавательные:
    • Правила приготовления доброкачественной еды
    • Правила приёма гостей.

Вывод: таким образом на уроках домоводства:

  • расширяется бытовой и социальный опыт детей;
  • повышается социальная компетенция;
  • формируется адекватное восприятие своей социальной роли и окружающих людей.
  • 00001
  • 00002
  • 00003